Пятница, 10.01.2025, 01:12
Главная Мой профиль Выход RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Январь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

  Активные методы обучения на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО

 

 

ученик в основном

сидит, а ведь должен идти. Значит,

нужен путь. Интересный – всем

и каждому…

Е.Н.Ильин

             Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способными к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

              Неслучайно к призыву прошлых лет «Учись!» мы добавляем «Учись…учиться!». Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться. 

    В основу ФГОС ООО положен системно - деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

              Стандарт ставит перед  учителем современной школы задачу – создать условия, в которых учащийся будет сам открывать, приобретать и конструировать знания. То есть ученик должен стать активным участником образовательного процесса. Поэтому в своей работе учитель должен использовать методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся. Это и есть активные методы обучения, которые строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать среду, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, проявить инициативу и самостоятельность на уроке.

      Для продуктивной деятельности школьника требуется: сформированность ряда коммуникативных умений; развитие мышления учащихся; опыт оценочной деятельности. К активным методам обучения относятся проблемные ситуации, творческие и деловые игры, дискуссии, дебаты, драматизация, метод проектов и т.д.

Проблемная ситуация.

  Психологические условия для успешного применения проблемной ситуации на уроке:

- Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

- Они должны быть доступны для учащихся.

- Они должны вызывать у учащихся собственную познавательную деятельность и активность.

- Задания должны быть такими, чтобы ученик не мог мгновенно выполнить их, опираясь лишь на уже имеющиеся у него знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках:

  • ситуация неожиданности;
  • ситуация конфликта;
  • ситуация несоответствия;
  • ситуация неопределенности;
  • ситуация предположения;
  • ситуация выбора.


Способы создания проблемной ситуации на уроках литературы:
1. Можем ли мы осуждать Кабаниху за её отношение к невестке, если, в конечном счёте, свекровь оказалась права в своих опасениях, ведь Катерина изменила мужу?

2. В предисловии к роману М.Ю. Лермонтова сказано, что в Печорине собраны все пороки людей тех лет. Почему же он назван «героем того времени»?

3. Почему рассказ Л.Н. Толстого называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?

4. Разве мог хрупкий и болезненный Мцыри одолеть свирепого и мощного барса?

5. Чего больше в двух героях рассказа «Старуха Изергиль», Ларре и Данко, – сходства или различия? 

Творческие работы.

Преимущества, получаемые учителем, при выполнении творческих работ учащихся:

1.    Возрастает качество процесса обучения, так как в работу включаются несколько органов чувств учащихся (слух, зрение, ощущение)

2.    Успешно происходит воздействие на эмоциональную сферу учащихся, а, следовательно, удается задействовать непроизвольную память, которая является залогом прочных знаний. Учитель должен удивлять детей!

3.    Связь урока с современностью позволяет заинтересовать учащихся и получить реальный результат

4.    Творчество учителя – изготовление презентаций, участие в конкурсах – служит примером для создания собственных авторских работ, в том числе и презентаций

Преимущества, получаемые учеником:

1.    Интересный, доступный путь усвоения информации

2.    При подготовке собственной творческой работы учащиеся приобретают умения, навыки, необходимые им в жизни

3.    Повышается мотивация к учебе

4.    Закрепляются навыки самостоятельной работы, индивидуальной подачи материала

5.    Развивается речевое творчество учащихся

6.    Вырабатывается потребность к самореализации, позволяющая в будущем выработать активную жизненную позицию. помогает учащимся у школьников творческое отношение к любому виду деятельности, потребность в самореализации. Каждый из них имеет право на индивидуальную активную жизненную позицию, позитивный взгляд на жизнь и обязательную ответственность перед собой и обществом за результаты своего труда.

             Развитие творческих способностей учащихся на уроках  позволяет более интересно и насыщенно проводить уроки; активизировать читательскую деятельность учащихся; формировать нравственные качества современной личности, способной к самообразованию, самореализации и мобильной адаптации в меняющихся условиях современности

            На уроках литературы используются различные виды творческих работ: эссе, изложения с элементами рассуждения нравственной тематики, письмо герою (автору), дневник литературного героя, создание собственных стихов, рассказов и сказок (проба пера), составление тестов по творчеству писателя или по художественному произведению,  создание презентации и т.д.

Педагогическая мастерская.

Это особая педагогическая технология, основанная на гуманистических представлениях о ценности каждой человеческой личности, о ценностно-смысловом равенстве учителя и ученика. Технологию педагогических мастерских называют диалоговой, полицентрической, рефлексивной – она связана с гуманистическим характером целей, взаимоотношений, деятельности участников мастерской.

Главные достоинства работы педагогических мастерских.

1*   Ученик  способен достаточно  быстро  освоить новую  для него  тему,  потому что самостоятельно добывает знания или обнаруживает в себе сокрытые творческие ресурсы.

2*   Ведущий создает рабочую обстановку, чтобы участники мастерской сами в условиях коллективного труда смогли найти свой путь решения поставленной задачи.

Типы мастерских

·         мастерская построения знаний,

·         мастерская творческого письма (или просто — письма),

·         мастерская построения отношений,

·         мастерская ценностных ориентаций,

·         мастерская по самопознанию,

·         проектная мастерская  и др.

Из наблюдений: что постоянно в мастерских.

1*   Доброжелательные отношения, позволяющие вести диалог, в том числе в системе учитель-ученик.

2*   Соединение трёх компонентов: учения, общения, творчества.

3*   Эмоциональные и эстетические переживания в процессе работы с произведениями, при взаимодействии с товарищами, с разными мнениями и реакцией на происходящее.

4*   Воспитательная   составляющая   занятия   — связанная и не связанная с содержанием учебного материала (результат общения).

5*   Свобода выбора — в рамках заявленных правил   —   поведения,   ассоциаций, собеседников, тем.

6*   Неочевидность  результатов,   их  непредопределённость, а иногда и непредсказуемость.

7*   Психологическая насыщенность каждого из этапов мастерской, повышенная   готовность   ведущего   к психологическому анализу, выводам и принятию немедленных решений.

8*   Постоянное побуждение к деятельности извне и внутри ученика.

9*   Постоянная смена типов деятельности: от индукции- к дедукции, от личных — к чужим наблюдениям, гипотезам и знаниям, от фрагмента — к целому...

10*Тенденция  к   интегрированной деятельности и интегрированному знанию. Почти всегда  подключаются  философские,   этические,   культурологические,   психологические   проблемы   и   знания   из разных наук и из жизни. Мастерская сама (законами построения) приводит к широкому полю познавательной деятельности, потому что не ограничивает, а подталкивает воображение, ассоциации, память, творчество.

              Наиболее эффективными приемами активизации познавательной деятельности учащихся на уроках являются:

1. Нетрадиционное начало урока (эпиграф, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма).

2. Использование видео и компьютерной наглядности, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.

3. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.

4. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».

            Применение активных методов обучения на уроках литературы позволяют: 

- стимулировать рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения; 
- согласовывать цели обучения с индивидуальными потребностями учащихся; 
- обеспечивать приобретение учащимися жизненно важных навыков и качеств; 
- воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу.

 

Использованные материалы:

  1. http://moi-amour.ru/
  2. http://pedsovet.su/
  3. http://nsportal.ru/
  4. http://informio.ru/