Речетворчество учащихся как реализация
деятельностного подхода в обучении
Возвращение сочинения по литературе как одной из форм итоговой аттестации обучающихся вызвало бурные споры среди учителей-словесников. Предлагаются различные варианты осуществления этой идеи. Несомненно одно: словесному творчеству обучающихся следует уделить особое внимание на всех этапах обучения, а не только в старших классах. В связи с этим хочется обратить внимание на технологию развития речетворческих способностей учащихся. Она основана на развитии специальных способностей, позволяющих воспринимать и создавать художественные тексты в соответствии с их спецификой, а также жизненным и речевым опытом личности. Сразу возникает вопрос: откуда возьмется время на уроки речетворчества? Во-первых, никто не запрещает использовать новые формы организации учебной деятельности на уроках развития речи, которые предусмотрены всеми программами по русскому языку. Во-вторых, для этого далеко не всегда нужны отдельные уроки. Так, в своей статье Е. Б. Тулаева [2] убедительно показала, как используются приемы развития художественных речетворческих способностей при изучении, например, темы «Назывные предложения». В- третьих, работа с художественным текстом – это основа уроков литературы, а сочинение по литературе – это конечный «продукт» именно речетворческой деятельности.
Немного теории. Обучение речетворчеству – это искусство учить детей владеть устным и письменным словом в процессе создания текстов разных стилей и жанров. В его основе лежит синергетический подход, реализующий деятельностный метод в обучении (синергетика – «учение о взаимодействии»).
Главная задача учителя состоит в том, чтобы соуправлять речетворчеством учащихся резонансными воздействиями. Резонансное соуправление требует такой организации деятельности учащихся, при которой они откликаются, отзываются на действия учителя и в результате у них рождаются замыслы собственных произведений.
Добиться такого резонанс-эффекта учителю непросто. Необходимо прежде всего создать комфортные условия для речетворчества, среди которых определяющими являются атмосфера сотворчества, корректные резонансные воздействия учителя, самоорганизация и самоуправление учащихся в речетворчестве.
Непременным условием возникновения резонанс-эффекта является создание на занятиях особой творческой атмосферы, благодаря которой у учащегося появляется состояние творческой активности.
Основными формами организации речетворческой деятельности учащихся являются урок и мастерская.
Урок как привычная для учащихся, традиционная форма организации учебной работы позволяет учителю решать и речетворческие задачи:
- учить видеть, слышать и чувствовать текст;
- пополнять речевую память учащегося новыми способами создания художественного образа;
- формировать эстетический вкус;
- развивать образное мышление, создавая условия для творчества.
Мастерская – несколько новая для учащихся форма деятельности. Как создавать текст? Соотносится ли созданное с первоначальным замыслом? Решена ли речетворческая задача? Что значит «шлифовать» текст? Ответы на эти вопросы и ищут в речетворческой мастерской.
Речетворческая деятельность представляет собой триаду:
- погружение в текст на уроках речевого мастерства;
- рождение замысла и начало его разработки на уроках речетворчества;
- создание текста и его совершенствование в речетворческой мастерской.
Урок речетворческого мастерства.
Уроки речевого мастерства призваны научить школьников видеть, слышать, чувствовать текст. Главные действующие лица на таких уроках – писатель и учащиеся. Учитель – посредник между ними. В центре внимания на уроке речевого мастерства – художественное слово. В процессе анализа текста учащиеся познают новые способы создания художественного образа. Рассмотрим на примере, как это делается.
Текст для анализа.
В сырых лунных полях тускло белела полынь на межах. Большекрылые совы бесшумно, неожиданно взвивались с меж – и лошадь всхрапывала, шарахалась. Дорога вошла в мелкий лес, мёртвый, холодный от луны и росы. Луна, яркая и точно мокрая, мелькала по голым верхушкам, и голые сучья сливались с её влажным блеском, исчезали в нём. Горько пахло осиновой корой, оврагами с прелой листвой… Вот спуск в разлужья, как будто бездонные, залитые тонким белым паром. Белым паром дышит и мерин, пробираясь среди кустарников, стеклянных от росы. Хруст сучков под копытами отдается на той стороне, в высоком лесу, темнеющем по скату горы… Вдруг мерин насторожил уши. Два плечистых толстогорлых волка стояли в светлом дыму разлужья. Близко подпустив Стрешнева, они взметнулись и неуклюжим галопом пошли в гору, по белой изморози, радужно сияющей траве.
Луна стояла над пустынными серебристо-туманными лугами направо…
(И. Бунин. «Последнее свидание»).
Вопросы и задания.
- Определите по описанию время года.
- Опишите, используя авторские языковые средства, поля, луга, лес, разлужья, луну.
- Каким автор видит лунный свет?
- Почему в тексте преобладает белый цвет?
- Какие звуки слышны в ночном осеннем лесу?
- Какие запахи наполняют этот лес?
- Выделите образ- доминанту в картине, нарисованной Буниным. Обоснуйте свой выбор.
- Как соотносятся состояние природы и состояние человека?
Погружение в художественный текст на уроках речевого мастерства помогает учащимся не только осваивать писательскую технику, но и способствует возникновению у них собственного художественного замысла,
Рождение замысла и начало его разработки на уроках речетворчества становится возможным благодаря системе тренингов, инициирующих художественное творчество учащихся. Вот один из примеров подобных тренингов.
Речетворческие тренинги.
Нарисуйте этюды по японским хокку:
В небе такая луна,
Словно дерево спилено под корень:
Белеет свежий срез.
Так легко-легко
Выплыла – и в облаке
Задумалась луна.
Осенняя луна
Сосну рисует тушью
На синих небесах.
Туманится диск луны…
Два круга мерцают в тени ветвей:
Филин в мутных очках.
Речетворческий тренинг может включать в себя заполнение речетворческой карты. Такая карта отражает процесс рождения у учащегося замысла собственного текста, размышления с опорой на слово: ассоциации, вызванные словом; поиск рифмующихся слов; «оживление» слова (наполнение цветом, звуками, запахом …).
Карта «Ночь».
Ассоциации.
Рифмовка-тренировка.
Цвета, звуки, запахи, форма…
Рабочие наброски, материалы для собственного текста.
Речетворческая мастерская.
Создание текста и его совершенствование в речетворческои мастерской предполагает кропотливую работу учащихся над собственным художественным текстом.
Темы творческих работ (в основе та же тема, что и на уроках речетворчества):
«Волшебный фонарик» (опишите увиденное вами ночью при свете фонарика).
«Рисунок на ночном небе».
«Звёзды, которые умеют смеяться».
«Моя звезда».
«Луна задумалась».
«Спальня. Лунный свет бьёт в окно так, что видны пуговки на сорочке». (Из записных книжек А. П. Чехова).
Совершенствование уже созданного – процесс не менее сложный, чем сочинительство. Соотносить написанное с замыслом, смотреть на свой текст «чужими» глазами – задача не из лёгких. Порой тексту необходимо «отлежаться», а автору «отстраниться» от текста, чтобы увидеть в нём недочёты.
Началом, объединяющим всю триаду речетворчества, является слово в тексте. Именно со слова в художественном тексте речетворчество учащихся начинается, собственным художественным словом оно и завершается.
Процесс создания учащимися собственных текстов в мастерской основан на самоорганизации и самоуправлении. Учителю не стоит вмешиваться в него: совет или рекомендация могут невольно разрушить замысел учащегося.
Как видим, приемы развития речетворческих способностей учащихся можно использовать при изучении как русского языка, так и литературы.
Литература.
2. Тулаева Е. Б. Использование приемов развития художественных речетворческих способностей учащихся при изучении темы "Назывные предложения".