Вторник, 30.04.2024, 03:21
Главная Мой профиль Выход RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей

Создание школьной электронной газеты - процесс творческий и увлекательный с одной стороны, но кропотливый и трудоемкий – с другой. Для того чтобы вышел в свет первый номер, необходим творческий коллектив художников, корреспондентов, редакторов и Web-дизайнеров. В создании электронных газет может участвовать редколлегия, учителя, администрация и даже обычные школьники в роли корреспондентов. Каждый из создателей может творить, не покидая своего рабочего или учебного места. Читателями газеты могут быть ученики, учителя, представители администрации. Если газета будет доступна в Интернет с сайта лицея, то читателями могут стать родители учеников лицея, школьники других школ, просто посторонние люди. 

Немного о сетевых проектах.

Когда организуется сетевой проект важно помнить, что существенно меняются позиции преподавателя, появляются все новые и новые его функции, которые он может выполнять в ходе реализации сетевого проекта. Это и функции администратора, и функции модератора, и агента, и сетевого провокатора. Эти функции может выполнять один преподаватель, а могут выполнять совершенно разные люди, разные преподаватели, в том числе и учащиеся, которые принимают участие в данном сетевом проекте.

Сегодня вы видите меня в роли сетевого преподавателя, в роли ведущего данного сетевого семинара. Для того чтобы состоялся сетевой проект необходимо, чтобы рядом был администратор этого проекта, человек, хорошо разбирающийся в сетевых компьютерных технологиях. Хорошо ориентирующийся в ресурсах сети Интернет и способный придти вам на помощь на этапе организации среды, в которой вы будете реализовывать обучение. Это можете быть, безусловно, и вы сами, если ваших знаний и опыта подобной работы достаточно для проведения этой работы. И есть такие платформы, которые позволяют, не обладая специальными знаниями в данной области, легко управлять ими, но есть и такие, которые требуют серьезного администрирования. Это и техническое сопровождение, например, видео-сопровождение, это и помощники, которые готовят презентации, те, кто решает организационные вопросы, актуализирует их потребность, мотивирует их на участие в сетевом проекте. Все это решают администраторы сетевого проекта.

Преподаватель часто сосредотачивается на учебных задачах, проводимого мероприятия, но еще очень важно организовывать то взаимодействие обучающегося и обучающего. Важно стимулировать активность обучающихся. Это и есть задача модератора.

Для того чтобы активизировать работу над проектом, сам преподаватель или модератор, а чаще специально подготовленные люди или это могут быть учащиеся, имеющие критический склад ума, могут выступать в роли сетевого провокатора. Они работаю наряду со всеми остальными участниками сетевого проекта, но, как правило, ищут каверзные или неоднозначные вопросы. Ведь мы же с вами понимаем, что двадцать-тридцать минут, а то и больше сидеть в напряжении, только активно слушать преподавателя даже взрослому человеку очень сложно. Поэтому нужен человек, который создает активность, создает парадоксальность, который не дает уснуть, все время подхлестывает к размышлению.


Ну и наконец, есть еще одна позиция- это агенты сетевого проекта, которые, используя специальные технические средства, разъясняют затрудняющимся участникам как правило технические стороны участия в проекте. Как проголосовать? Как поработать в чате? Как разместить свои материалы? Как использовать те или иные инструменты компьютерных программ?

Как видите, меняется роль преподавателя, меняется его позиция.

Мы, к сожалению, недооцениваем возможности интернет-технологий, которые позволяют перестать бояться эпидемий и морозов, боятся расстояний, рисков, связанных с перевозками детей автотранспортом и прочих. Вопросы, которые возникают у детей в ходе обучения можно решить оперативно, продуктивно, не дожидаясь срока очередной консультации, когда и вопрос может быть забыт, и интерес утерян. В американских фирмах уже давно практикуется так называемый домашний офис, в котором организована среда «присутствия». Веб-камера с хорошим разрешением, большой монитор, позволяющий видеть собеседника (сотрудника) практически в реальную величину, хорошая акустика. Все это позволяет так организовать процесс работы, чтобы в удобной обстановке, в удобное время, решать общие вопросы. Можно долго обсуждать вопросы финансирования данных вопросов. Но! Если школа не будет подавать заявки, не будет понимать, какое оборудование ей необходимо для реализации тех или иных задач, не будет подавать технические задания поставщикам оборудования, будет соглашаться с тем, что ей поставили то, что дешевле, то ожидать, что проблема решится сама собой, не приходится.

Этапы организации работы над сетевым проектом.

1. Постановка цели и задач сетевого проекта 

   Здесь важно четко себе представлять, не только какой конечный продукт мы хотим получить "на выходе", но также и какую цель обучения мы хотим достичь, какие знания и умения должны приобрести в ходе работы над проектом обучающиеся? 

Так, например, конечный продукт может быть один: созданная электронная газета.

При этом цели могут быть различными: 

а) организация выпуска школьной газеты

б) разработка программной среды, позволяющей автоматизировать процесс создания школьной электронной газеты в виде HTML-страницы

в) познакомить обучающихся с широкими возможностями применения информационных технологий в жизни общества

А, значит, и умения, полученные в ходе работы будут различны:

При реализации цели а) обучающиеся могут приобрести умение пользоваться определенным ресурсом, например, Stixy.com, проект будет способствовать развитию творческого и/или критического мышления, росту личной ответственности, формированию терпимости к другой точке зрения, умения принимать обдуманное решение, влекущее за собой ответственность, способность работать в команде и др.

Реализуя проект, в котором поставлена цель б) обучающиеся овладеют знаниями в области программирования, например, в среде Delphi, овладеют навыками объектно-ориентированного проектирования, научатся анализировать предметную область, требования к разработке, моделировать процесс создания электронной газеты.

Работа над проектом, в котором поставлена цель в) будет способствовать развитию навыков использования компьютера и основных средств информационных технологий, развитию творческого и критического мышления, росту общей информационной культуры, ознакомятся с авторским правом, получат навык проведения социальных опросов и анализа полученных данных, познакомятся с работой редакции одной из местных газет.

Мы говорим об универсальных умениях и навыках, которые пригодятся будущим выпускникам в их профессии. Так, например, готовясь к данному проекту мне попалось описание компетенций, которыми должен обладать менеджер среднего уровня. Привожу извлечение.

 

 

Пример структурного описания компетенций 
(фрагмент для менеджеров среднего уровня)

Кластеры компетенций

Конкретные компетенции 

Индикаторы компетенций

Принятие решений

1. Вырабатывает решения, учитывая системные факторы производственной ситуации

1.1. Соотносит решаемую ситуацию с целями и задачами более высокого уровня

 

 

1.2. Учитывает условия взаимодействия с другими подразделениями

 

 

1.3. Учитывает интересы и ответственность других в принимаемом решении

 

 

1.4. Определяет границы личной ответственности за принимаемое решение

 

2. Оптимальным образом использует имеющуюся информацию и находит новую

2.1. Объективно оценивает условия, связанные с решением и его реализацией  

 

 

2.2. Выделяет критические факторы успеха

 

 

2.3. Привлекает компетентных специалистов для выработки эффективного решения

 

 

2.4. Использует информацию об опыте новых достижений в профессиональной области

 

3. Использует специальные процедуры и алгоритмы выработки решения

3.1. Определяет альтернативные варианты достижения цели и выбирает из них лучший

 

 

3.2. Определяет риски невыполнения решения и находит способы их предупреждения

 

 

3.3. Оформляет решение, учитывая способы и механизмы его реализации


















 
 
 
 
 
 
 
 
 
Как видите, именно эти навыки мы и стремимся развивать в ходе работы над проектом.

2. Сценарирование проекта 

На этом этапе важно продумать роли каждого из участников, а также продумать использование разнообразные инструментов компьютерных технологий, но не для того, чтобы показать себя фокусником, а наиболее эффективным образом организовать работу над проектом.

     Номер газеты создается коллективом Авторов под руководством Редакционной коллегии (Редколлегии). 

     Авторы пишут Заметки и Статьи в Газету, т.е. готовят Публикации, либо по Собственной инициативе, либо по Заданию Редколлегии. 

     Публикации помещаются в одну из Рубрик Газеты.

     За оформление газеты отвечают Художники. Как правило, имеются несколько Вариантов оформления Газеты, которые играют роль Шаблонов оформления.

     Техническая группа реализует технические операции: набор и печать текстов Публикаций, склеивание частей Газеты (если это стенгазета), распространение или размещение Газеты.

     По мере Выпуска Номеров Газеты образуется Архив Номеров, который может храниться и использоваться по усмотрению.

 

(скачать рисунок в полном размере) Конечно, ряд функций может быть совмещен и/или изменен в зависимости, например, от количества членов редколлегии, а также от уровня их ИКТ-компетентности. Например, человек, обладающий хорошими художественными способностями, может участвовать в работе технической группы, если он также владеет навыками работы в сети, в прикладном программном обеспечении (видео- и/или графических редакторах и т.д.) Немаловажным является вопрос определения "рабочей площадки" для организации совместной работы по созданию электронной газеты. При этом, рабочая площадка должна состоять из двух "частей": так называемая редакция и собственно сама газета.

В зависимости от выбранного ресурса, это может быть одна площадка или несколько.

В нашем проекте это будет две площадки, размещенные на одном ресурсе: Stixy.com, работать в котором Вы научитесь чуть позже.

Там была организована редакция, в которой размещались задания для корреспондентов, художников, фотокорреспондентов, техническая группа в нашем случае была совмещена с художниками. В этой редакции были организованы зоны выдачи заданий, календарь работы над проектом, каждый смог увидеть оценку в части разрешения к публикации. 

После окончания подготовительных работ техническая группа сформировала выпуск газеты и предоставила ссылку на нее.

Желающие смогли оформить работу над проектом и подать ее на конкурс в раздел "IT- учитель".
 
 

3. Поиск информации в сети Интернет

При организации работы в сети обучающихся важно продумать вопрос информационной безопасности детей, а также познакомить с вопросами соблюдения авторского права.

4. Подготовка материалов, презентаций

5. Информирование и приглашение целевой аудитории
 
 
Кондратьева Светлана Егвеньевна, методист УИМЦ