«Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенции учащихся» (структура уроков по Дальтон технологии).
Уважаемые коллеги, вашему вниманию я представляю тему методического объединения: «Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенции учащихся». В настоящее время в свете новых образовательных стандартов перед школой стоит важная задача – воспитать всесторонне развитого человека, обладающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненных условиях. Достижение поставленной цели возможно через активное внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе инновационных образовательных технологий. В своей работе я опираюсь на труды методистов Т.И.Шамовой, Т.М.Давыденко, Г. Н. Шибановой. В работах этих авторов я нашла для себя принципиальные положения для реализации своей темы: активизация деятельности учащихся путем использования современных образовательных технологий; включенность каждого ученика в решение творческих задач «не в конце, а в начале процесса усвоения нового предметного содержания». Начиная работу с учащимися, я c первых уроков применяю различные современные образовательные технологии . На сегодняшний момент в моей методической копилке их несколько. Сейчас за неимением времени, я хочу более подробно остановиться на Дальтон технологии, на мой взгляд, очень эффективной, интересной и перспективной. В рамках работы Школы передового педагогического опыта я занимаюсь апробацией новой педагогической технологии с сентября 2011 года. По моему мнению, она полностью соответствует современным требованиям федеральных образовательных стандартов нового поколения. Главное отличие современного урока – участие детей в открытии знаний и соответствие структуры урока алгоритму решения проблем в жизни. Основные задачами обучения в Дальтон–технологии следующие:
1.Создание ситуации, инициирующей активную, осознанную деятельность обучающихся;
2.Формирование коммуникативных и познавательных УУД(универсальные учебные действия);
3.Формирование навыков практического применения полученного опыта.
В этой технологии я нашла для себя систему, в которую вписались все мои профессиональные находки, методические и дидактические, ранее существовавшие по отдельности.
Дальтон-технология основывается на трёх ведущих принципах
- свобода выбора темы, формы занятия;
- самостоятельная познавательная деятельность учащихся;
- сотрудничество с учащимися, учителями, родителями.
Работая по данной технологии, я разработала и апробировала несколько тем. Подробно рассказать о каждой нет времени, но все они осуществлялись на основе Дальтон технологии. Я познакомлю вас со структурой уроков по данной технологии.
Цикл включает в себя следующие виды уроков:
Первый урок – это классный урок. По Дальтон-технологии классный урок - это урок определения темы, постановки проблемы, направленный на усвоение теории, отработку и закрепление умений и навыков. На этом уроке учащиеся получают разноуровневые задания. Задания составляют содержательную основу технологии Дальтон. Они должны носить творческий характер. В каждом задании ставится задача. Это форма урока, являющаяся составной частью классно-урочной системы.
Например, в 8 классе по теме «Истинный гражданин. Кто он?» (по произведению Д.И.Фонвизина «Недоросль») урок проходил в традиционной форме, на нем учащиеся получили разноуровневые творческие Дальтон задания, которые носили творческий характер с определенной задачей для каждого уровня. На этом же уроке учащиеся познакомились со сроками проведения итогового урока, получили список рекомендуемой литературы, ссылки на сайты, размещающие материалы по теме, а также выбрали партнера по труду.
Следующй вид по данной структуре – лабораторный урок. На лабораторном уроке учитель имеет большую возможность наблюдать за деятельностью детей. Виды учебно-познавательной деятельности на лабораторном занятии разнообразны и взаимозаменяемы: при необходимости группа может получать индивидуальные консультации, обмениваться информацией с другими группами, ученик может быть консультантом для других, консультироваться с учителем; учитель консультирует учащихся, беседует с ними по выполненным заданиям. Урок - лаборатория проводится не только в классном кабинете, но и в библиотеке, в кабинете информатики, если необходима работа с интернет ресурсами.
Например: Подобный урок в 8 классе проходил в интернет классе. Учащиеся выходили на сайт www.edu.ru/ – Каталог образовательных ресурсов по литературе, им была предоставлена литература, необходимая для подготовки к итоговому уроку. Ученики получили консультацию по вопросам, возникшим у них в ходе работы.
В течение урока осуществлялся обмен учебной информацией между группами.
Следующая форма реализации Дальтон-плана — это коллективный урок. Я на коллективном уроке - организатор и участник обсуждения, а ученик - участник и субъект организационной деятельности. Учащиеся на данном уроке имеют возможность осуществить самоконтроль.
Например: На коллективном уроке в 8 классе решались проблемы, которые возникли в результате практической деятельности. Учащиеся высказывали свое мнение о проделанной работе: что получилось, с какими трудностями столкнулись. Представили наработанный материал. Те, кому задание оказалось не под силу, делали записи по ходу выступлений товарищей для того, чтобы воспользоваться этим материалом на итоговом занятии. На этом же уроке учащиеся оценили свою практическую деятельность по лучу. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности.
Заключительная форма реализации Дальтон-плана – это урок-публичная презентация полученных знаний.. Ее отличительная черта состоит в обсуждении теоретического вопроса. Учащиеся 8 класса на этом уроке представляли итог своей работы (или группы) по выбранной для данного итогового занятия форме: доклад -презентация. Для объективного анализа эффективности новой образовательной технологии я завела журнал, где отмечаю, на какой стадии ведётся работа, в чём надо помочь ученику, если эта помощь необходима. Я вижу, как меняются отношения между мной и детьми, они становятся более доверительными, ведут к творческому поиску, дети отстаивают свою точку зрения, свободно и грамотно выражают свои мысли. Способы оценивания деятельности обучающихся различны: контрольное тестирование, пресс-конференция, дискуссия. С целью проведения текущего мониторинга учебного процесса я предлагаю учащимся алгоритм работы, по которому они трудятся, выполняя задания в течение года. Совместно с педагогом - психологом школы провожу анкетирование с целью выявления эффективности, актуальности и полезности использования Дальтон-техлологии в обучении предмету. Обращаю ваше внимание на анкеты, предложенные учащимся в конце I полугодия 2012– 2013 учебного года. По итогам анкетирования
1.64% учащихся утверждают, что новая технология эффективна, так как позволяет реально оценивать свои силы
2. 57% учащихся считают, что задания носят творческий характер, формулируются на уровневой основе. Выбор уровня обучения ассоциируется со свободой личности
Благодаря внедрению в практику преподавания русского языка и литературы Дальтон технологии в 1 полугодии 2011-2012 учебного года повысилось качество знаний по предметам. Также повысился уровень мотивации учащихся, который В 1 полугодии 2013году достиг 55% Анализ контрольных срезов, письменных и творческих работ показывает, что заметно повысилась сформированность языковой и коммуникативной компетенций. Формирование познавательной компетенции, интереса к предмету позволило выделить группу учащихся, увлеченно занимающихся русским языком и литературой и во внеурочное время. Результатами моей работы можно считать победы моих учеников на олимпиадах и конкурсах разного уровня. Сейчас, как мы знаем, нашей стране нужны физически и нравственно здоровые люди. Именно об этом говорят первые лица государства, и об этом говорится в образовательных стандартах второго поколения. Свой педагогический опыт я обобщаю на постоянно действующих методических семинарах, педагогических и методических советах, на всероссийских, областных и районных конференциях. Мои работы размещены в областной газете «Глобус» и во всероссийском Учительском журнале свои материалы я также разместила на различных сайтах: Завуч.инфо, нс портал, про школу.ру, педсовет.орг, опен класс, международном сайте скрибд ком. Являюсь администратором клуба Мастер класс на сайте прошколу ру. Своим педагогическим принципом считаю следующее: «Хорош не тот учитель, который учит, а тот, у которого дети учатся». И добавлю: «С желанием».
Изучая технологии, смело к детям я иду,
Потому что в мир загадочный за собой их поведу.
Ведь учитель – это флагман,
Что всегда на гребне дня.
Новым следуя стандартам, модернизирую себя.
Рада всем я переменам, изменяющим меня,
Вижу главную задачу для детей и для себя .
Научить ребят учиться,
Опыт смело применять.
Это все им пригодится
В жизни, чтоб успешным стать
Спасибо за внимание! Желаю всем счастья и удачи!