Пятница, 10.01.2025, 00:59
Главная Мой профиль Выход RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Январь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

 

 

 

Модернизация образования  - горизонты цифрового будущего

Информатизация и компьютеризация, модернизация и новые образовательные концепции, информационное общество … Эти слова как звон колокольчиков: и притягивают своей звучностью, и отвлекают внимание от школьной рутины. При этом учителя, библиотекари, администрация школы не успевают даже разобраться в сути новых понятий, не говоря уже о том, чтобы радикально перестроить работу. Чехарда терминов, сопровождающих новые стратегии развития, ведет к путанице в трактовках и понимании их сути, в содержании выстраиваемой деятельности. Чтобы разобраться в существе вопроса, начнем с определений.

Как известно, несколько лет назад была провозглашена Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Реализация положений Концепции призвана решать вопросы доступности, качества, эффективности образования, что подразумевает его изменение, обновление в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами. Одной из первостепенных задач Концепции названа информатизация образования, реализуемая через создание системы электронных учебных ресурсов и соответствующей программно-технической инфраструктуры, а также через масштабное подключение школ к Интернету и оснащение их компьютерными классами.

На ускорение процессов информатизации направлена и Федеральная целевая программа развития образования. В документах Программы подчеркнута необходимость обеспечения равного доступа граждан и организаций к современным технологиями и к их использованию.

Таким образом, информатизация представляет собой один из основных путей модернизации системы образования.

В Концепции информатизации сферы образования информатизация образования определена как процесс, обеспечивающий интенсификацию обучения за счет совершенствования форм и методов организации обучения, автоматизации процессов информационного обеспечения, организационного управления.

Согласно положениям Концепции, информатизация образования должна совершенствовать:

– методологию и стратегию отбора содержания;

– методы и организационные формы обучения, воспитания;

– методические системы обучения, ориентированные на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, вести разнообразные виды самостоятельной информационной деятельности;

– механизмы управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных педагогической информации;

– методики контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

Чтобы решить задачи информатизации образования необходимы:

  • разработка учебных материалов нового поколения;
  • профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования;
  • создание системы межшкольных методических центров.

Надо признать, что информатизация образования иногда трактуется несколько упрощенно, рассматриваясь как некая техническая задача. Под ней понимают в первую очередь поставки компьютеров, подключение к Интернету. Это далеко не так.  Суть информатизации – обновление содержания образования и способов педагогической деятельности, повышение качества учебного процесса посредством системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий. При этом число компьютеров, наличие сетей и электронных образовательных ресурсов – это не цель и не итог информатизации, это средства и инструменты ее осуществления для достижения поставленных задач.

Последовательно осуществляемая информатизация образования путем активного   вовлечения     информационных      технологий    модернизирует 

пространство школы, как эволюционный процесс приводит не только к ее модернизации, но и к трансформации: к сущностным, содержательным изменениям в ее деятельности, в организации учебного процесса.

Оснащение школ компьютерным оборудованием, обеспечение образовательных учреждений доступом к сети Интернет с более широкими каналами, фильтрация информации, организация локальных сетей в школах, работа в системе «Дневник», организация и проведение вебинаров, дистанционное обучение детей-инвалидов, организационные и технические работы по защите информации и персональных данных являются на сегодняшний день шагами вперед, которые существенно расширяют образовательные возможности школьников и родителей, учителей, администрации, позволяет дальше внедрять передовые IT-технологии в образовании, формировать ИКТ компетентность обучающихся.

Проведение таких мероприятий существенно изменило жизнь в школах: появляется возможность использовать огромные информационные ресурсы для получения образования и взаимодействовать, в том числе,  для решения образовательных задач дистанционно.

Появились условия для проведения видеоконференций, обмена педагогическим и управленческим опытом между образовательными учреждениями разных муниципалитетов с использованием новых средств коммуникации. Информационные сервисы дают возможность использовать цифровые образовательные ресурсы федеральных образовательных порталов. Это позволяет постоянно обновлять методический арсенал учителя, развивать творческие способности каждого обучающегося.

Обеспечивая доступ детей к «виртуальному пространству» в школах, мы в первую очередь создаем одинаковые стартовые возможности для всех ребят, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для школы, в целом, информатизация образовательного процесса - это «точка роста», которая по­зволяет существенно изменить всю образовательную среду.

Какие же риски информатизации образовательных учреждений существуют в настоящее время? Под рисками будем понимать факторы, которые имеют отрицательное воздействие на процесс информатизации. Основными характеристиками риска являются вероятность его наступления и предполагаемый ущерб.

1. «Не успеть» за прогрессом при внедрении ИКТ

Информационные технологии - это динамично развивающаяся отрасль. Ещё 10 лет назад, мобильный телефон был редкостью, дорого стоил и имел слабые характеристики. А сейчас мобильные телефоны есть у каждого школьника, а скорость процессора, объём оперативной памяти и т.п. превышают соответствующие характеристики персональных компьютеров конца 90-х гг. Производители бытовой техники встраивают микропроцессоры практически во все свои продукты. Автомобили оснащаются всё более интеллектуальными системами управления.

Прогресс не стоит на месте. В таких условиях государству необходимо быстро реагировать на любое изменение на рынке ИТ, чтобы не оказаться в числе отстающих в развитии стран. Риском является возможность «не успеть» за прогрессом - потратить слишком много времени на внедрение потенциально устаревающих или неперспективных технологий. Это касается не только системы образования, но и системы создания информационного общества в стране в целом.

2. Гонка за инновациями

Второй риск непосредственно связан с первым. Он заключается в обратном: чрезмерная увлечённость обновлением технологий может губительно сказаться на экономике страны и на системе образования, в частности. Перечислим самые явные последствия данного риска:

- учителя не будут успевать изучать новые технологии и, соответственно, не смогут качественно обучать им учеников;

- на обновление технологий будут стягиваться большие средства, требуя всё больше и больше вложений на переподготовку работников образования и совершенствование инфраструктуры.

Отсюда, в том числе, 3 риск:

3. Кадровый кризис

В сфере общего образования на учителей возлагается большая ответственность. От компетентности педагогов, способности качественно освоить новые технологии, правильно применять их в образовательном процессе и не отставать от учащихся в уровне владения зависит как собственный авторитет, так и доверие общества к ИКТ в образовании.

4. Инновация ради инновации

Существует риск необоснованного использования ИКТ вместо хорошо отработанных традиционных технологий. Увлечённость информатизацией и модернизацией образования может оказаться излишней. Например, иногда учителю проще написать задание мелом на обычной доске, чем включать электронную доску. Другой пример: выполнение учащимися упражнений при помощи карандаша или ручки в тетради, а не на компьютере, развивает мелкую моторику.

5. Пробелы в системе контроля

Отсутствует чёткая система контроля над соблюдением стандартов и норм, что может нанести существенный урон здоровью подрастающего поколения и работников образования. Например, трудно отследить, соблюдает ли каждый ученик правила и нормы работы за компьютером.

Кроме того, несмотря на сертификаты качества и лицензии, существует риск того, что в образовательный процесс будет внедрена некачественная (бракованная) техника, что может нанести вред здоровью детей и подорвать доверие общества к ИКТ в образовании.

6. Экономический кризис

Существует риск снижения расходов федерального или регионального бюджета по статье «образование» на грядущие отчётные периоды. Причиной тому могут стать разные факторы, например, следующие:

- новый мировой (или национальный) экономический кризис.

 - развитие новых технологий в области энергетики в мире. Т.к. основную часть доходов федерального бюджета России формирует нефтяная промышленность, то это также может отрицательно сказаться на экономике страны.

Неминуемым последствием любого кризиса будет сокращение бюджетных расходов на социальные нужды - образование, здравоохранение и т.п. В связи с этим, будут свёрнуты или заморожены многие программы по информатизации образования.

7. Политический кризис

Демократический режим подразумевает периодическое проведение выборов президента, федеральных и региональных законодательных органов власти. В связи с этим, существует риск того, что новая власть будет более консервативной по отношению к образованию и к информатизации, в частности.

Кроме того, не стоит исключать возможность политического кризиса, причиной которого могут стать волнения в стране, вмешательство иностранных государств в дела России или даже война. Эти условия, безусловно, являются угрозой для любой социальной политики, в том числе для информатизации образования.

И все же, процесс информатизации образования необратим. В ближайшей перспективе – большая серьезная работа по переводу предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Здесь однозначно требуется провести огромный пласт технических и организационных работ. А также научиться жить в новом, электронном обществе!

 

Список литературы:

  1. О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. №61 // Собрание законодательства РФ. - 2011. - №10. ст. 1377.
  2. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. №1815-р // Собрание законодательства РФ. - 2010. - №46. ст. 6026.