Среда, 20.09.2017, 10:30
Главная Мой профиль Выход RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Главная » 2015 » Март » 3 » "Психологическая поддержка участников образовательных отношений в период подготовки к экзаменам»
15:28
"Психологическая поддержка участников образовательных отношений в период подготовки к экзаменам»
Дистанционный семинар для педагогов-психологов ОУ ««Психологическая поддержка участников образовательных отношений в период подготовки к экзаменам»
будет проходить с 10.03.2015 – 13.03.2015г.

План проведения семинара:
10.03.2015г. будут рассмотрены следующие вопросы:
«Типичные трудности, которые испытывают обучающиеся при подготовке к экзаменам. Помощь родителям и педагогам».
Психолого-педагогические проблемы подготовки школьников к ОГЭ, ЕГЭ.

11.03.2015г. будут рассмотрены следующие вопросы:
«Взаимодействие семьи и школы при подготовке к единому государственному экзамену»
Источник появления страхов при сдаче экзаменов.

12.03.2015г. будут рассмотрены следующие вопросы:
«Экзамен без стресса.
Методы Образовательной Кинезиологии»
«Виды и тактики педагогической поддержки школьников».
«Индивидуальный подход к обучающимся как условие организации психологической поддержки».
13.03.2015г. будут рассмотрены следующие вопросы:
«Сопровождение педагогов в период подготовки к ГИА: выявление ожиданий, видение основных проблем, работа по улучшению взаимопонимания»
Рефлексия, подведение итогов работы семинара - практикума.
Приглашаем принять активное участие в работе дистанционного семинара - практикума! Ждем от Вас интересные материалы, активные обсуждения и комментарии.
Психологическая служба УИМЦ.
Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 1009 | Добавил: psiholog_uimc | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 531 2 3 4 5 »
0
1  
Экзамены – это серьезное испытание нетолько интеллектуальных, но и личностных качеств человека в любом возрасте.         Подготовкак итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогическойи личностной готовности  у всех участников образовательного процесса –
обучающихся, учителей, родителей.

0
2  
В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма.Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям - оказать своему ребенку правильную помощь.

3  
Период завершения обучения в школе это время первого взрослого испытания, которое показывает насколько выпускники готовы к взрослой жизни. Результаты выпускных экзаменов имеют большую значимость для детей. Существует мнение, что специальной психологической подготовки к ЕГЭ не требуется, выпускникам достаточно пробного экзамена и инструкции по правилам проведения, но процедура прохождения ЕГЭ - деятельность сложная и предъявляющая особые требования к уровню развития психологических функций.Тестирование предполагает формирование особых навыков: умения выделить существенные стороны в каждом вопросе и оделять их от второстепенных, умения оперировать фактами вырванными из общего контекста.Стресс на экзамене связан с тем, что процедура напрямую связана с самооценкой подростка: насколько я действительно умен, насколько могу справиться с предложенными мне заданиями? Дефицит времени значительно повышает тревогу ученика, у него появляется страх «не успеть», а это в свою очередь способствует нерациональному распределению времени и отрицательно влияет на результаты.При сдаче ЕГЭ выпускники лишены психологической поддержки, принимают и оценивают результаты экзамена незнакомые люди, что приводит к повышению тревоги и недостаточной сконцентрированности на задании. ЕГЭ - это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, что повышает его значимость, а следовательно, и уровень тревоги учащихся.Деятельность психолога по психологической подготовке к экзаменам сводится к выделению определенной группы трудностей, с которыми выпускники сталкиваются при подготовке к экзаменам.

4  
М. Ю. Чибисова, автор книги «Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями» выделяет три типа трудностей, это: когнитивные, процессуальные и личностные трудности.

Когнитивные трудности представляют собой особенности психического развития, связанные с особенностями переработки информации, особенности развития мнемических процессов, логичности мышления.

Психологическая работа по преодолению данного типа трудностей будет направлена на развитие основных психических функций и обучение эффективной работы во время проведения экзамена.

Процессуальные трудности – отсутствие полной и четкой информации по самой процедуре сдачи экзаменов. Знание о процедуре прохождения экзамена позволяет выпускнику быть более собранным во время организационных моментов

и во время самого экзамена и подготовиться к возможным трудностям, которые могут возникнуть в процессе прохождения ОГЭ и ЕГЭ. При реализации данного типа трудностей срабатывает принцип «Предупрежден – значит вооружен». Преодоление процессуальных трудностей обеспечивает пробное проведение экзаменов, выступление выпускников прошлых учебных лет, выпуск различных брошюр, памяток для выпускников, родителей.

Личностные трудности связаны с личностными особенностями развития выпускника – эмоциональная стабильность, организованность работы, уровень тревожности и т. п.

5  
Несомненно, экзамены - это серьёзное испытание личностных качеств выпускников. И одни из первых трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся, это как справиться с волнением, страхом, эмоциональным напряжением (особенно ударники и отличники, как показывает практика). Подросткам в период экзаменов необходима поддержка родителей и практические советы психолога.

0
6  
Личностные особенности,затрудняющие успешное прохождение экзамена, ЕГЭ
     
  А) Тревожные детиКраткая психологическая характеристика. Для тревожных детей учебный процесссопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны
воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую
тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная
работа, диктанты и т.д.).
Каким образом можно распознать тревожного ребенка? Эти дети часто перепроверяют
уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может
и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном
ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого.
Тревожные дети задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают
учителя, проверяя, верно ли они его поняли. При выполнении индивидуального
задания они обычно просят учителя "посмотреть, правильно ли они
сделали". Часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.
Основные трудности. Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому
что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной ЕГЭ для
тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта
со взрослым.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки. Для тревожных детей особенно важно создание ситуации
эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем
случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего
экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей
этой категории приводит только к дезорганизации деятельности. Задача
взрослого - создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом
огромную роль играют поддерживающие высказывания: "Я уверен, что
ты справишься", "Ты так хорошо справился с контрольной
по физике".
Во время проведения пробного экзамена. Очень важно обеспечить тревожным
детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными
невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Тем самым взрослый
как бы говорит ребенку: "Я здесь, я с тобой,
ты не один". Если ребенок обращается за помощью:
"Посмотрите, я правильно делаю?", лучше всего, не вникая
в содержание написанного, убедительно сказать: "Нет сомнения, что
ты все делаешь правильно, и у тебя все получится".

0
7  
Неуверенные детиКраткаяпсихологическая характеристика. Проблема таких детей в том, что они
не умеют опираться на собственное мнение и склонны прибегать
к помощи других людей. Неуверенные дети не могут самостоятельно
проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут
хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу,
но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного подхода
к материалу. Перфекционисты очень чувствительны к похвале
и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно
быть замечено и должно получить соответствующую (естественно, высокую!)
оценку. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний
и крайне неустойчивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя
хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими,
не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще.
Основные трудности. ЕГЭ для данной категории детей — это тот самый случай,
когда верной оказывается пословица "Лучшее - враг хорошего".
Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий,
им нужно сделать все, причем безошибочно. Еще один возможный камень
преткновения для них — это необходимость пропустить задание, если они
не могут с ним справиться.

0
8  
Гипертимные детиКраткая психологическая характеристика. Гипертимные дети обычно быстрые,энергичные, активные, не склонные к педантизму. У них высокий
темп деятельности, они импульсивны и, порой, несдержанны. Они быстро
выполняют задания, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя
и не видят собственных ошибок. Такие дети склонны пренебрегать
точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности.
Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой
тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями,
требующими высокой мобильности и переключаемости. Особенностью этой
категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений,
сниженная учебная мотивация.
Основные трудности. Процедура ЕГЭ требует высокой собранности, концентрации
внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества обычно являются
слабым местом гипертимных детей. С другой стороны, они, как правило,
обладают хорошей переключаемостью, что помогает им справиться
с экзаменационными заданиями.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки. Очень важно не пытаться изменить темп
деятельности, особенно с помощью инструкций типа
"Не торопись". Такой выпускник все равно будет работать
в том темпе, в котором ему комфортно. Необходимо развивать
у него детей функцию контроля, то есть навыки самопроверки:
по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты
выполнения задания. Основной принцип, которым нужно руководствоваться
гипертимным детям: "Сделал - проверь". Кроме того, необходимо
создать у гипертимных детей ощущение важности ситуации экзамена. Это
именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое
огромное значение имеют результаты ЕГЭ.
Во время проведения пробного экзамена. Гипертимным детям нужно мягко
и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля:
"Ты проверяешь то, что ты делаешь?". Кроме того,
их лучше посадить в классе так, чтобы их возможности
с кем-то общаться были минимальны.

0
9  
Застревающие детиКраткая психологическая характеристика. Таких детей характеризует низкая подвижность,низкая лабильность психических функций. Они с трудом переключаются
с одного задания на другое. Застревающие дети основательны
и зачастую медлительны. Еще одна их особенность заключается
в том, что им требуется длительный ориентировочный период при
выполнении каждого задания. Если таких учеников начинают торопить, темп
их Деятельности еще больше снижается.
Основные трудности. Процедура ЕГЭ требует высокой мобильности: необходимо
быстро переключаться с одного задания на другое, актуализировать знания
из различных разделов школьной программы. Это может представлять трудность
для застревающих детей.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки. Навык переключения внимания тренировать довольно
сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами для того,
чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Это может происходить
в следующей форме: "Тебе нужно решить пять задач за час. Значит,
на каждую задачу ты можешь потратить не более двенадцати
минут". Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться.
Можно также заранее определить, сколько времени следует отвести на каждое
задание на экзамене.
Во время проведения пробного экзамена. Задача взрослого -
по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать таким детям
переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над
каждым: "Ты уже можешь переходить к следующему заданию".
Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп
деятельности только снижается.

10  
Процедура прохождения Единого государственногоэкзамена — деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и
предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций.
Можно выделить некоторые наиболее значимыепсихологические характеристики, которые требуются в процессе сдачи Единого
государственного экзамена:
·       высокаямобильность, переключаемость;·       высокий уровеньорганизации деятельности;·       высокая иустойчивая работоспособность;·       высокий уровеньконцентрации внимания, произвольности;·       четкость иструктурированность мышления, комбинаторность;·       сформированностьвнутреннего плана действий.Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей.Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. Ниже приведены
их краткие характеристики и основные пути профилактики.  

1-10 11-20 21-30 31-40 41-49
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]