Среда, 08.05.2024, 15:03
Главная Мой профиль Выход RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Методический совет

Психолого-педагогическое сопровождение инновационных процессов в образовательных учреждениях

На данной странице будет размещен материал для обсуждения.

Категория: Методический совет | Добавил: zaharovaav (08.05.2014)
Просмотров: 2900 | Комментарии: 40 | Рейтинг: 3.4/10
Всего комментариев: 40
1 критик  
0
Теряют  актуальность  традиционные  представления  о  педагогической  деятельности  как  о  деятельности,  которая  осуществляется  в  соответствии  с  нормами  в  повторяющихся  педагогических  ситуациях.  Труд  учителя  все  в  большей  степени  рассматривается  как  активное  участие  в  инновационных  процессах  в  образовательном  учреждении,  умение  педагога  взглянуть  по-новому  на  те  или  иные  ситуации,  возникающие  во  время  взаимодействия  всех  участников  образовательного  процесса.  Исходя  из  этого,  деятельности  педагога  становится  ещё  более  многофункциональной.  Педагог  активно  включается  в  осуществление  разнообразных  видов  деятельности:  создание  и  внедрение  образовательных  программ,  разработка  учебных  средств,  сопровождение  и  консультирование  учащихся,  участие  в  разработке  программы  развития  образовательного  учреждения,  проведение  исследовательской  деятельности,  осуществление  методической  работы,  оценка  и  комплексная  самооценка  результатов  образования,  организация  взаимодействия  с  внешней  средой  школы.  Для  качественного  и  эффективного  участия  в  различных  видах  деятельности  конкретному  педагогу  становится  необходимо  дополнительное  научно-методическое  сопровождения.Вышеперечисленное  определяет  сложность  сопровождения,  которое  должно  быть  оптимальным  для  существующих  и  возникающих  внутренних  и  внешних  условий  работы  педагога,  предвидеть  предстоящие  изменения,  разрабатывать  и  осваивать  инновационные  способы  реагирования  на  них.

2 критик  
0
Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения.Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности – наличие мотива включения в эту деятельность.Вторая составляющая рассматриваемой готовности – комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования, о том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики.Третий компонент готовности учителя к инновационной деятельности – совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет учитель, т.е. компетентность в области педагогических инноваций.

3 критик  
0
Вырабатывая общие целевые установки, единую программу работы, учитель и педагог-психолог становятся партнерами в совместной деятельности. Вместе они составляют наиболее рациональную программу психолого-педагогической поддержки, подбирают дидактический материал с учетом индивидуальных возможностей, предпочтений и интересов ребенка. Большое значение здесь имеет позиция администрации школы.Вырабатывая единую программу работы, учитель и педагог-психолог становятся партнерами в совместной деятельности.

4 54321nfyz  
0
Уважаемые педагоги-психологи! Какие задачи стоят перед психологической службой  при сопровождении инноваций в общеобразовательном учреждении?

5 54321nfyz  
0
Что должен обеспечивать психолог в рамках инновационной деятельности? Предлагаю обсудить эти вопросы и задать свои. Т.В.Талалихина

6 критик  
0
«Учитель - это самый трудный предмет при переходе на ФГОС», поскольку мы столкнулись с технологической и психологической неготовностью педагогов к переходу на новые стандарты. 
Развитие готовности к инновационной деятельности, без которой невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни, приводит к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияет на степень их уверенности в своих силах.  Основной характеристикой психологической готовности к инновациям в педагогической деятельности является креативность, высокая ответственность и творческая активность. школе не нужен учитель-исполнитель. школе нужен творческий учитель, который "спокойно" принимает всё новое, а не сопротивляется ему, не осуждает "кому это надо и что из этого получится", а работает и творит! 
Поэтому сегодня перед администрацией школы, учителями, воспитателями стоят следующие задачи:-обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;-принятие идеологии ФГОС;-освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся;-овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач, заявленных в стандарте. Основные трудности педагогических работников на этапе введения ФГОС:-упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;-недостаточная готовность педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в школе-интернате в соответствии с требованиями ФГОС;-традиционный подход к проведению, анализу и самоанализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя;-принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных).
Одним из направлений работы педагога-психолога, это профилактика синдрома эмоционального  выгорания.Рекомендации педагогическим работникам по предотвращению возникновения синдрома эмоционального сгорания:1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовоспитания.2. Использование тайм-аутов. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны тайм-ауты, т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься, найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.3. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию.4. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Вообще, сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.5. Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком уж большое стремление к преодолению создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального выгорания.6. Эмоциональное общение. Когда специалист анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы сотрудники организаций в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими тревогами с коллегами, желающими слушать, те, вероятно, могут найти для него разумное решение возникшей проблемы.7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального выгорания.

20 12345nfyz  
0
Екатерина Анатольевна! Я с Вами полностью согласна, что учителям очень трудно работать по-новому, но мы должны им в этом помочь.

7 Психолог  
0
Живем в эпоху нано-технологий,
и каждый год дает нам новый старт,
то освоение журналов электронных,
а ныне новый наш образовательный стандарт!
Не секрет, что каждый опытный педагог при планировании образовательного процесса обязательно учитывает необходимость формирования УУД у детей, иначе процесс обучения превратился бы в элементарное заучивание. Но никто никогда не отделял эту деятельность от общего учебного процесса, а тем более не оценивал ее. Поскольку УУД психологичны по своей сути, они требуют от педагогов и администрации образовательного учреждения (а не только от педагога-психолога) не только знания возрастной и педагогической психологии, но и владения технологиями формирования УУД. Психолог, в данной ситуации, рассматривается как командный игрок, который включен в процесс образования, ориентируется в новых стандартах, может, работая в команде, выстраивать образовательный процесс с учетом личности учащихся. Но реальность такова, что восприятие деятельности психолога в рамках внедрения новых стандартов часто мифологизировано и не отражает существующую реальность. Есть и еще одна проблема: ни психологи, ни педагоги не видят себя в этой непривычной деятельности, считают ее непродуманной, неверной, что часто принимает форму полного отрицания возможных "плюсов" новых стандартов.
Как же развеять мифы? Прежде всего необходимо понять, что реализация новых образовательных стандартов - задача всего коллектива школы, а не одного психолога. Новые результаты достигаются за счет действий учителей на уроках, специалистов школы в рамках внеурочной деятельности. Психолог должен работать совместно с учителем, работать в школьной команде по внедрению ФГОС, но не в одиночку! Да, психолог может провести классный час, занятие на формирование у школьников УУД, но только вместе с учителем. Если он проведет занятие, тренинг и отойдет в сторону, а учителя или родители не будут поддерживать единую с ним линию, то вряд ли такое занятие будет эффективно. Значит необходимо больше работать в тандеме, тогда добьемся результатов!

21 12345nfyz  
0
Тандем учитель-психолог - это главное в инновациях.

36 критик  
0
Татьяна Викторовна, тандем учитель - психолого, это хорошо, но я считаю,что больше положительного когда  тандем: администрация - психолог - учитель.  smile

8 Мария  
0
Здравствуйте. Я считаю, что задачи психологической службы присопровождении инноваций в образовательном учреждении могут быть следующие:·        задача управления инновационнымисоциально-психологическими рисками (преодоление инновационныхбарьеров, развитие инновационного потенциала педагогических коллективов,
управленческое консультирование руководителей инновационных ОУ);·        задача психологической экспертизы инновационныхпроектов, программ, технологий, дидактических средств на предмет их
психологической безопасности и целесообразности;·        задачи  активного участия в подготовкеинновационных проектов различного масштаба и в проектировании индивидуальныхобразовательных маршрутов обучающихся.

9 Мария  
0
Психолог в рамках инновационной деятельности обеспечивает:1. Сопровождение реализации инновационных программ:
  • приобретение психологических знаний и овладение адекватными приемами деятельности;
  • формирование психологических установок педагогов (в их числе – установка на личностное совершенствование педагога, на работу над собой);
  • формирование оценочно-рефлексивной позиции педагога, развитие его профессиональной рефлексии и др.

2. Сопровождение ребенка (мониторинг развития детей в динамике как форма контроля качества). 
3. Психологическая диагностика (объективная оценка личностного роста, удовлетворенности и эмоционального состояния, психологического климата в коллективе, рефлексивный самоанализ деятельности педагогов).
4. Психологический анализ факторов успехов и причин недостатков. 
5. Внесение предложений по корректировке инновационной деятельности на основе анализа.
6. Если говорить об отдельном учителе, то задача психолога при сопровождении педагога в инновационной деятельности заключаются в следующем:
  • обеспечить возможности для реализации творческого потенциала педагогов;
  • поддержка педагога-профессионала в стремлении к непрерывному профессиональному росту;
  • оказывать помощь учителю в выстраивании успешной профессиональной карьеры.

Психолог в инновационном сопровождении педагога может выступить помощником учителя, внушаюшим ему  уверенность в собственных силах, просветителем, опирающимся на специфическое, психологическое знание, собеседником, способным видеть педагогическую ситуацию несколько с другой позиции, чем учитель, но понимающим и принимающим позицию учителя, игротехником, создающим ситуацию рефлексивного анализа, педагогом своего опыта,  партнером по педагогической деятельности, совместно проектирующим программы или уроки.

10 MAMIK306  
0
Развитие готовности к инновационной деятельности, безкоторых невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни, – это и
есть подлинная задача практического психолога образовательного учреждения в его
работе. Педагогу в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в
осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов.
Инновации, как правило, приводят к изменениям психологического состояния
участников образовательного процесса, влияют на степень их уверенности в своих
силах. Таким образом, целью психолого-педагогического сопровождения педагога в
нашем образовательном учреждении является обеспечение психологической поддержки
инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к
инновационной деятельности, важной задачей психолога становится содействие в
создании условий для того, чтобы педагоги захотели что-либо поменять в своей
работе .Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность
качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной
педагогической деятельности и деятельности всего  коллектива школы, а также его способности
выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать
эффективные способы их решения. Первая составляющая готовности учителя к
инновационной деятельности – наличие мотива включения в эту деятельность
.Вторая составляющая рассматриваемой готовности – комплекс знаний о современных
требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и
технологиях образования, о том, что определяет потребности и возможности
развития существующей педагогической практики. Третий компонент готовности
учителя к инновационной деятельности – совокупность знаний и способов решения
задач этой деятельности, которыми владеет учитель, т.е. компетентность в
области педагогических инноваций. Готовность к инновационной деятельности в
современных условиях –важнейшее качество профессионального педагога, без
наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства

11 54321nfyz  
0
Реализуется сотрудничество школьного психолога иучителя в рамках традиционных направлений работы психолога с педагогическим
коллективом:
  • Участие психолога в педагогических советах иметодических объединениях с выступлениями на актуальные темы.
  • Проведение семинаров, направленных на развитиепсихологической культуры педагогов.
  • Проведение с педагогами психологическихтренингов и видеотренингов, способствующих развитию педагогической рефлексии и
    выработке эффективных способов взаимодействия с учащимися, таких, как активное
    слушание, педагогическая поддержка, “я-сообщение” и т.д. • Проведение психолого-педагогическихконсилиумов с целью обсуждения динамики развития учащихся и эффективности
    применяемых методов обучения и воспитания, а также проблем, возникающих в ходе
    образовательного процесса.
  • Индивидуальные консультации для учителей повопросам поиска форм и методов работы с учащимися, исходя из особенностей их
    индивидуального и личностного развития.
  • Посещение уроков с целью психологического анализаэффективности применяемых педагогических технологий. Такой анализ включает
    оценку организации деятельности учащихся на уроке, способов развития мотивации
    учащихся, стиля проведения урока, оценку работы учащихся и др. По итогам урока
    проводится беседа с учителем и даются рекомендации.
  • Совместная с учителем подготовка уроков,ориентированных на развитие учащихся с учетом их познавательного стиля,
    возможностей и индивидуальных особенностей.
  • Видеосъемка уроков и обсуждение с педагогамивлияния различных педагогических технологий на психологическое состояние и
    развитие учеников.
  • Проведение сеансов психологической разгрузки.
  • Организация “круглых столов”, дискуссий,направленных на оптимизацию взаимоотношений в педагогическом коллективе и
    взаимодействие всех участников педагогического процесса.
  • Психотерапевтическая работа с педагогами.

Важно, чтобы психологическая грамотностьпедагогов становилась нормой их профессиональной компетентности, помогала в
инновационно – педагогической деятельности.

12 критик  
0
Как профессиональный психолог с определенным опытом работы, я считаю, что инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими только развитие умственных способностей детей. Инноватика в образовании должна нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах. Необходимо переломить авторитарность образования в мышлении педагогов, чтобы они сумели поставить ребенка на равный уровень с собой, смогли дать ребенку возможность адекватно управлять собой и окружающим его миром.Я думаю, что инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.

13 Психолог  
0
Внедрение  новых стандартов — это уникальная возможность для психолога
по-другому посмотреть на собственную деятельность, выстроить ее в системном
ключе, с упором на приоритетные направления, такие как проектирование,
мониторинг. Это приведет к перераспределению направлений деятельности, а не к
появлению дополнительной нагрузки на психолога.Приведу пример.Допустим, психолог выявил, что у детей низкая познавательная мотивация. Он
пытается изменить ситуацию: выходит на администрацию, педагогов, собирает
консилиум, преодолевает сопротивление педагогов. В случае с новыми стандартами
формирование мотивации — один из значимых результатов, который отслеживается
начиная с 1-го класса и на который работают педагоги, родители, администрация.
Они изначально понимают, насколько это важно и нужно, и будут выстраивать
системную работу по формированию этих действий, в том числе и с участием
психолога.Когда все заранеенастроены на результат, становится понятно, что должно получиться на выходе.
Деятельность психолога в данной ситуации четко вписана в общую систему работы
школы, тем самым она становится актуальной, востребованной и видимой.Как уже отмечалось выше, именно работа в связке с учителями, администрацией для достижениярезультатов становится одним из приоритетов. Поэтому вектор действий психолога
смещается. На первый план выходят такие направления деятельности, как участие в
проектировании, в разработке параметров диагностики и проведении мониторинга,
участие в проведении совместных обучающих и проектировочных мероприятий для
педагогов, консультирование специалистов и др.

14 MAMIK306  
0
За любойинновацией предполагается наличие инновационно -педагогической деятельности
конкретного педагога. Следовательно, необходимо создание условий для
педагогического творчества, совершенствования форм и методов обучения и
воспитания, необходимо обеспечение вариативности в отборе содержания. Сегодня,
как никогда, важно обеспечить непрерывное профессиональное развитие  педагога, сформировать у него способность к профессиональному  самовосстановлению, подготовить его к работе
в непрерывно обновляющейся педагогической действительности. Успех в
инновационной деятельности педагога зависит от многих факторов: направленности
или характера мотивации педагогического труда, креативности учителя, уровня
профессиональной компетентности, его эмоциональной гибкости, от социально –
психологического климата в коллективе, от других объективных или субъективных
обстоятельств

22 12345nfyz  
0
Наталья Николаевна! я с Вами полностью согласна, но психолог должен мотивировать учителя на что-то новое.

15 12345nfyz  
0
Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. Психологическая служба образовательного учреждения не может быть в стороне от этих позитивных изменений. Но в современных условиях в рамках инновационной деятельности образовательных учреждений следует сместить акценты работы психолога. Нужна такая модель психологической службы, при которой основной точкой приложения сил психолога являлись бы не дети, а взрослые, прежде всего педагоги, обучающие и воспитывающие их. В рамках инновационной деятельности образовательного учреждения задача психологической службы заключается в сопровождении педагога.
Развитие готовности к инновационной деятельности, без которых невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни, – это и есть подлинная задача практического психолога образовательного учреждения в его работе. Педагогу в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов.
Инновации, как правило, приводят к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияют на степень их уверенности в своих силах.
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Психологической службой УИМЦ в рамках ПДС «Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС ООО» были проведены следующие семинары:
- «Психологический комфорт в школе – как его достичь»
- «Повышение мотивации педагогов ОУ к участию в инновационной деятельности. Возможности педагога-психолога»
- «Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей»
- «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Педагоги-психологи ОУ проводят диагностику личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД, которые раскрывают индивидуальные способности и внутреннюю позицию школьников, изучают интеллект, самооценку, произвольность саморегуляции.

Давайте поговорим с Вами о задачах психологической службы при сопровождении инноваций в образовательном учреждении.

Уважаемые педагоги-психологи!
- От каких факторов зависит успех в инновационной деятельности педагога ОУ?
-Какие методики Вы используете для выявления уровня готовности педагога к инновационной деятельности?
-Какие инновационные технологии в работе Вы используете?
-Что у Вас вызывает затруднения?

23 критик  
0


16 критик  
0
Успех в инновационной деятельности педагога зависит от многих факторов:
  • мотивация,
  • творческий подход к делу (креативность учителя),
  • профессионализм учителя,
  • эмоциональный настрой учителя,
  •  психологический климат в коллективе и др.

Если учитель подходит к работе творчески, то это во многом снижает вероятность возникновения у него эмоционального выгорания. Из опыта работы, могу с уверенностью сказать творческие педагоги более легко входят во все инновации, стараются находить свои пути решения множественных проблем, проще относятся к неудачам.
Профессиональное развитие и становление педагога без грамотно построенного самообразовательного процесса невозможно. В этом большую помощь играет школьная методическая служба, психолог всегда в помощь, так как является участником ШМС, педсоветов, предметных МО. Внимательный грамотный психолог всегда определит, кому нужна его адресная помощь (чаще всего это бывают молодые специалисты и учителя имеющие большой педагогический стаж). Большой стаж - это огромный опыт и это замечательно, но порой именно эту категорию учителей трудно настроить на инновации. А молодым не хватает опыта при желании взяться за новое!

29 54321nfyz  
0
Да, Екатерина Анатольевна, Вы правы. Учителя имеющие огромный стаж работы не всегда могут перестроиться на что-то новое, вот здесь и должны мы с вами прийти им на помощь.

17 критик  
1
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
"Оценка готовности учителя к участию в инновационной деятельности"
Инструкция:Уважаемые коллеги! Оцените, пожалуйста, предложенные критерии своей готовности
по 5-балльной шкале. № Критерии 1 2 3 4 5 I. Мотивационно­творческая направленность личности 1 Заинтересованность в творческой деятельности           2 Стремление к творческим достижениям           3 Стремление к лидерству           4 Стремление к получению высокой оценки деятельности со стороны администрации           5 Личная значимость творческой деятельности           6 Стремление к самосовершенствованию           Всего:   II. Креативность педагога 7 Способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию
мышления           8 Стремление к риску           9 Критичность мышления, способность к оценочным суждениям           10 Способность к самоанализу, рефлексии           Всего:   III. Профессиональные способности учителя к осуществлению инновационной деятельности 11 Владение методами педагогического исследования           12 Способность к планированию экспериментальной работы           13 Способность к созданию авторской концепции           14 Способность к организации эксперимента           15 Способность к коррекции своей деятельности           16 Способность использовать опыт творческой деятельности других педагогов           17 Способность к сотрудничеству           18 Способность творчески разрешать конфликты           Всего:   IV. Индивидуальные особенности личности учителя 19 Работоспособность в творческой деятельности           20 Уверенность в себе           21 Ответственность           Всего:    Спасибо!ОбработкарезультатовНаоснове полученных результатов делаются выводы:
  • о высоком уровне готовности педагога к участию в инновационной деятельности – набрано от 84 до 71
    балла;
  • среднем уровне – от 70 до 55 баллов;
  • низком уровне – менее 55 баллов.

18 критик  
1

Некорректно вставилась анкета. К сожалению поправить не могу. Вот ещё одна.
Анкета"Мотивационная готовность педагогического коллектива
к освоению новшеств"Инструкция: Уважаемый педагог! Если вы интересуетесьинновациями, применяете новшества, что вас побуждает к этому? Выберите не более
трех ответов и поставьте напротив них "галочку".1.Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить. 2.Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении
высоких результатов. 3.Потребность в контактах с интересными, творческими людьми. 4.Желание создать хорошую, эффективную школу для детей. 5.Потребность в новизне, смене обстановки, преодолении рутины. 6.Потребность в лидерстве. 7.Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей. 8.Потребность в самовыражении, самосовершенствовании. 9.Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах,
уверенность в себе. 10.Желание проверить на практике полученные знания о новшествах. 11.Потребность в риске. 12.Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию
и т. д. 13.Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным. Спасибо!Обработка результатовОбработка результатов производится путем анализа ответов.Чем сильнее у учителей преобладают мотивы, связанные с возможностью
самореализации личности (пп. 2, 6, 8, 13), тем выше уровень инновационного
потенциала педагогического коллектива.

19 12345nfyz  
0
Спасибо, Екатерина Анатольевна! Думаю, что эти методики педагоги-психологи будут использовать в своей работе.

24 Кочеткова  
0
Инновации, какправило, приводят к изменениям психологического состояния участников
образовательного процесса, влияют на степень их уверенности в своих силах.Таким образом,целью психолого-педагогического сопровождения педагога является обеспечение психологической
поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности
педагога к инновационной деятельности, важной задачей психолога становится
содействие в создании условий для того, чтобы педагоги захотели что-либо
поменять в своей работе.Инновационные механизмы развития образования включают:
  • создание творческой атмосферы в различных образовательных учреждениях, мотивацию
    интереса в педагогическом сообществе к новшествам;
  • создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и
    действия разнообразных нововведений;
  • инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;
  • интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально
    действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в
    режим постоянно действующих образовательных проектов.


25 MAMIK306  
0
Специфика индивидуального подхода к сопровождению педагога вего инновационной деятельности заключается в адресной помощи, оказываемой
психологом каждому педагогу, тесное сотрудничество администрации школы и ее
психологической службы, активная позиция психолога школы в процессе создания
условий для саморазвития личности учителя и предотвращения наступления у него
эмоционального выгорания. В настоящее время установлена и раскрыта ведущая роль
психологической службы в процессе стимулирования личностного саморазвития
учителя школы, так как от учителя требуется “готовность достойно встречать
каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстроменяющихся
условиях”Задача психолога при сопровождении педагога в инновационной
деятельности заключаются в следующем:·        обеспечитьвозможности для реализации творческого потенциалапедагогов;·        поддержкапедагога-профессионала в стремлении к непрерывномупрофессиональному росту;·        оказывать помощьучителю в выстраивании успешнойпрофессиональной карьере

28 54321nfyz  
0
Наталья Николаевна! Я с Вами полностью согласна. Психолог должен быть готов в любой момент помочь учителю.

26 Эн  
0
Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).Инновационная деятельность преподавателей имеет свою специфику. Она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. В силу специфики новаторской, поисковой работы она осуществляется очень часто на ощупь, за пределами существующего опыта и лишь частично может регулироваться и контролироваться действующими институтами. Поэтому общество вынуждено доверять исследователю, новатору, полагая, что в процессе свободного поиска истины, новых решений и способов реализации стоящих перед обществом задач он не предпримет действий, способных в дальнейшем нанести ущерб интересам общества. Следовательно, свобода творчества должна сопрягаться с высочайшей личной ответственностью субъекта инновационного поиска.Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры.

27 54321nfyz  
0
Анна Викторовна!  Вы правильно отметили, что учитель должен уметь принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры.

30 54321nfyz  
0
Мы с вами сейчас говорим об учителях. Но самое главное наверное в том, а готова ли администрация ОУ к инновация. в первую очередь психолог должен работать с директором ОУ и его заместителями, а уже потом с педагогами , обучающимися и родителями.

37 критик  
0
Любая инновация всегда нуждается в материальном подкреплении. Мне кажется любой директор, имея возможность, материально поддержать новое дело, проект, оснащение различной техникой и оборудованием и т.д., всегда это сделает. Ещё, не более важной задачей администрации является создание команды единомышленников, тех кто будет им помогать.

38 критик  
0
Эта помощь будет в разработке различных программ и проектов, активное участие учителей школы в различных семинарах, конференция и конкурсах, организация платных образовательных услуг, что тоже является инновацией и создание комфортных условий школы.

31 54321nfyz  
0
Нововведения, или инновации, характерны для любой профес­сиональнойдеятельности человека и поэтому естественно стано­вятся предметом изучения,
анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются
результатом научных поис­ков, передового педагогического опыта отдельных
учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он
нуждается в управлении.

32 rjnbr  
0
Инновации, идущие в современном образовании, довольно разнообразны. Изменяются цели и содержание образования, разрабатываются методы и
технологии обучения, создаются новые типы образовательных учреждений. Но
какие бы новшества не осваивала конкретная школа,
опытно-экспериментальная работа позволяет определить профиль, найти свое
место среди образовательных учреждений, а иногда и сменить статус, став
учебным заведением нового типа.Наиболее исследована сегодня проблема внедрения новых информационных и образовательных технологий,
позволяющих приблизить процесс обучения к возможностям и потребностям
обучаемых, реализуя идею личностно-ориентированного подхода. Этим
проблемам посвящены работы М.В. Кларина, А.И. Савенкова, В.В. Серикова,
Т.И. Шамовой, Л.М. Фридмана, И.С. Якиманской и др. Проблемы управления
инновационным процессом и развивающейся школой рассматривают Ю.А.
Конаржевский, B.C. Лазарев, М.М. Поташник, В.П. Симонов, П.И. Третьяков,
К.М. Ушаков, Т.И. Шамова, Л.А. Шипилина и др.Инновации в образовании - процесс сложный, среди множества факторов, влияющих на
него, можно выделить один из главных - педагога. От его отношения к
новшеству, от его участия в их освоении, от его творческой активности
зависит успешность новаций. Личности педагога, его профессиональным
способностям, ориентации на творческую инновационную деятельность
уделяли внимание К. Ангеловски, В.И. Загвязинский, И.А. Зимняя, И.А.
Зязюн, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.Д.
Никандров, Р.С. Немов, Л.С. Подымова, Е.И. Рогов, В.А. Сластенин, М.И.
Станкин и др.Одним из конкретных специалистов, непосредственно задействованным в инновационном процессе развивающейся школы, является
педагог-психолог. Его деятельности, месту психологической службы в
структуре образовательного процесса посвящены работы педагогов и
психологов М.Р. Битяновой, И.В. Дубровиной, А.И. Красило, И.В.
Коноваловой, Т.С. Леухиной, Г.В. Муканиной, А.П. Новгородцевой, Р.С.
Немова, Р.В. Овчаровой, A.M. Прихожан, Е.И. Рогова, Н.В. Самоукиной,
И.Г. Сизовой, Л.М. Фридмана и др.Однако, наряду с идеями системного подхода к деятельности педагога-психолога, создания авторских
моделей психологической службы (Р.В. Овча-рова),
психолого-педагогического сопровождения педагогического процесса (М.Р.
Битянова), соотнесение деятельности педагога-психолога с инновационной
деятельностью школы рассматривается не достаточно. Но педагоги - психологи образовательных учреждений являются неотъемлемой частью инновационного процесса образовательной среды.

Вопросы внедрения инновационных технологий в образовательной среде необходят стороной и деятельность педагогов-психологов. В данном русле внедрены и
активно применяются педагогами-психологами здоровьесберегающие технологии в виде
организации занятий с младшими школьниками по формированию и сохранению
психологического здоровья; технологии личностного роста в виде помощи в выборе
образовательного маршрута, развития и коррекции отдельных психологических
показателей учащихся; игровые технологии на занятиях с детьми младшего
школьного возраста по формированию у них компонентов учебной деятельности.
Также в работе педагогов-психологов с учащимися  активно используются тренинговые технологии. Вчастности, это занятия с элементами тренинга, направленные на развитие
сплоченности, коммуникативных навыков, мотивационной сферы учащихся. Техники
арт-терапии, сказкотерапии, музыкотерапии, и многие другие позволяют проводить эффективную работу по
коррекции эмоциональных состояний школьников различных возрастных групп.Кроме того, в работу кабинета психолога в настоящее время внедрены новыеинфрмационные технологии, связанные с использованием компьютерной техники.Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что внедрение вобразовательный процесс инновационных технологий является актуальной
необходимостью в рамках реформирования системы образования и перехода ее на
качественно новый уровень.

33 12345nfyz  
0
Педагог-психолог должен провести диагностику инновационного потенциала педагогов и определить условия их работы, готовность коллективов к инновациям. Для осуществления такой диагностики предполагается использовать несколько анкет для учителей: 1) Восприимчивость педагогов к новому. 2) Информационная готовность педагогического коллектива. 3) Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств. 4) Антиинновационные барьеры учителей, препятствующие освоению инноваций. 5) Уровень новаторства учителей в школьном коллективе. Также на ориентировочном этапе проводится диагностика удовлетворительности условий для развития инновационного потенциала. При анализе результата особое внимание уделяется следующим проблемам: • недостаток педагогического опыта; • слабое мотивирование учителей на их профессиональный рост; • недостаток технических средств для обучения; • проблема самостоятельности и творчества педагогов.

34 12345nfyz  
0
В настоящее время инновации внедряются не только в школах, но и в детских садах. Приглашаем к участию и педагогов-психологов ДОУ.

35 12345nfyz  
0
Уважаемые педагоги-психологи! Предлагаю Вам комплект методик, которые вы можете использовать в своей работе. КОМПЛЕКТ АНКЕТ на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности
Анкета "Восприимчивость педагогов к новшествам"
Анкета "Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств"
Анкета "Барьеры, препятствующие освоению инноваций"
Анкета "Определение уровня новаторства учителей в школьном коллективе"
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ мотивационной среды
АНКЕТА "Определение мотивов трудовой деятельности педагогов"
АНКЕТА "Определение затруднений педагогов при организации учебного процесса"

39 критик  
1
Большое спасибо организаторам методического совета. Дистанционная форма проведения - просто замечательно! Подняты очень актуальные темы и проблемы. Есть как теоретический так и практический материал. Ещё раз спасибо всем участникам и организаторам!  respect hands hello

40 54321nfyz  
0
Уважаемые педагоги-психологи! Благодарю Вас за участие в работе дистанционного методического совета.
В ходе работы мы рассмотрели с вами следующие вопросы:
•Формы психолого-педагогического сопровождения и поддержки инновационной деятельности образовательного учреждения;
-От каких факторов зависит успех в инновационной деятельности педагога ОУ?
-Какие методики Вы используете для выявления уровня готовности педагога к инновационной деятельности?
-Какие инновационные технологии в работе Вы используете?
-Что у Вас вызывает затруднения?
Высказав свои мнения на данные вопросы, мы убедились, что педагог-психолог ОУ должен продолжать изучать уровень готовности администрации, педагогов школы к инновационной деятельности. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поис­ков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целого коллектива.
Вывод: Вырабатывая общие целевые установки, единую программу работы, учитель и педагог-психолог становятся партнерами в совместной деятельности. Вместе они составляют наиболее рациональную программу психолого-педагогической поддержки, подбирают дидактический материал с учетом индивидуальных возможностей, предпочтений и интересов ребенка. Вырабатывая единую программу работы, учитель и педагог-психолог становятся партнерами в совместной деятельности.
Рекомендации:
Продолжать работу в данном направлении, повышать мотивацию педагогов, не готовых к инновационной деятельности.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]