Пятница, 10.01.2025, 00:44
Главная Мой профиль Выход RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Январь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

 

 

 

Исследовательская деятельность младших школьников во внеурочной работе

Введение

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,

но ради бога, размышляйте,

и хотя и криво, да сами».

Г. Э. Лессинг

В новых социально-экономических условиях, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, ставить цель, планировать свою деятельность, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. Этот социальный запрос нашел отражение в Законе РФ “Об образовании”, законодательно утвердившим цели образования как “ориентацию на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации”[1].

В современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности [2].

В работе нашей школы научно-исследовательская деятельность является сегодня одним из основных направлений. Она способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, интеллектуальному развитию, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир [3].

Значительное место  педагогической практики в нашей школе уделяется организации исследовательской деятельности младших школьников. Ведь младшие школьники по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы их жизнедеятельности [4].

Во внеурочной работе реализую программу исследовательской  деятельности младших школьников “Я познаю мир”. Целью данной программы является создание условий для формирования и развития исследовательских умений учащихся, развития интеллекта в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных способностей и склонностей.

Изучив материалы по организации исследовательской деятельности младших школьников, стала организовывать данную работу в классе. Работу по организации исследовательской деятельности учащихся строю по трем направлениям и осуществляю на внеурочных занятиях «Я познаю мир» [5].

Первое направление – индивидуальная работа. Она предусматривает индивидуальные задания отдельным учащимся по подготовке докладов, сообщений, по проведению наблюдений, в подборе литературы и др.

Второе направление – групповая работа. Она включает в себя работу над организацией исследований, здесь целесообразнее подключить к работе сразу группу детей. Мы оказываем помощь в подборе темы исследования, определении проблем, подборе необходимой литературы, в планировании работы, которую будут проводить дети.

Третье направление – массовая работа с детьми. В рамках данного направления НОУ (научное общество учеников) нашей школы ежегодно проводит конференцию научно-исследовательских работ  школьников “В поиске истины ”.

Работу с детьми по формированию исследовательских умений и навыков, выработке самостоятельности проводим поэтапно: на первом этапе выявляем детей, желающих заниматься исследовательской деятельностью, или детей, которые проявляют любознательность ко всему, что их окружает. При этом важную роль играют родители. Так как опыт детей младшего школьного возраста мал, без помощи родителей ребенку бывает трудно справиться. Но при этом важно, чтобы помощь взрослых была невидимой для ребенка.

На первом этапе осуществляется помощь детям в выборе темы исследования. Эта тема должна быть близка или интересна ребенку. При выборе темы исследования важно, чтобы работа по данной теме, в силу особенностей детей младшего школьного возраста, не занимала много времени, а предполагала быстрый результат.

На втором этапе вместе с ребенком мы формулируем проблему, которые необходимо решить в рамках исследования, и которая является мощной движущей силой процесса дальнейшего исследования. Проблема должна быть актуальна для самого ребенка. Важно, чтобы ребенок с помощью взрослого понял проблему, но сформулировать её помогает учитель.

Следующий этап работы – постановка целей и задач исследования, определение объекта и предмета исследования.

Четвертый этап работы с будущими исследователями – организация непосредственной работы самого ребенка над исследованием. При этом работа осуществляется под руководством учителя и при помощи родителей, которые играют роль консультантов. На данном этапе осуществляется планирование работы, проведение наблюдений, опытов, экспериментов, формулировка соответствующих выводов, проведение анкет и обработка их данных.

Участие взрослого, как и на предыдущих этапах работы, необходимо. Только при этом предоставляется как можно больше самостоятельности ребенку, чтобы он мог почувствовать радость от самостоятельно сделанных открытий, понять их значимость.

Пятый этап работы – отбор собранного материала, составление текста выступления, подготовка презентации. На этом этапе мы работаем с детьми в тесном сотрудничестве.

На шестом этапе учащиеся имеют возможность выступить с работами в классе. Одноклассники, не участвующие в исследовании, с большим интересом относятся к работам своих товарищей.

Седьмой этап – итог исследовательской деятельности учащихся – школьная конференция научно-исследовательских работ  школьников, которая ежегодно проводится в апреле месяце. Проведение конференции “В поисках истины” стало одной из традиций нашей школы. На праздник юных исследователей приглашаются дети, родители, педагоги школы.

Малыши, совсем недавно научившиеся читать и писать, провели свои первые в жизни исследования и с гордостью представляют их в форме докладов, плакатов и презентаций. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. При этом ребенок учится последовательно излагать свои мысли, сталкивается с другими взглядами, учится доказывать свою точку зрения.

На школьных конференциях научно-исследовательских работ мои дети уже третий год занимают первые места. Ребята проводили исследования на самые различные темы: “Опасны ли домашние питомцы”, “Внимание! Опасные продукты”, “Влияет ли структура почвы на рост и развитие растений”, “Картофель – полезный продукт”, “Откуда пришли блины”, «Из чего состоит почва», «Процессы жизнедеятельности растений», «Почему тепло в варежках». Данные работы вместе с ребятами выставляем на всероссийский и региональный уровень, эти работы занимают победные и призовые места. Победы моих учеников это большая радость для меня. Ведь с ростом учеников растет и сам учитель.

Вести научно-исследовательскую работу среди учащихся младших классов необходимо, т.к. она способствует развитию познавательного интереса, формированию мотивации к учебной деятельности и успешной социализации детей в современном мире.

В качестве примера хочу привести  вариант исследовательской работы моих учеников.

Почему в варежках тепло

(Вариант научно-исследовательской работы учеников 1 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Терса Вольского района Саратовской области»  Парамоновой Анастасии, Денисова Богдана, Юренко Полины, Зайдуллина Дениса, Халакаевой Наташи)

В этом году мы только переступили порог нашей школы, стали первоклассниками, все для нас новое: портфель, форма, книги, учителя. Все для нас интересно, а особенно творческое объединение «Я познаю мир». Мы больше времени  стали проводить в школе. И школа для нас, действительно, стала вторым домом.

(Проблема) Температура воздуха, в конце января,  уже несколько дней подряд держится на отметке   от – 250 С до  - 300 С мороза. Утром, выйдя на улицу,  пришлось сразу надеть на руки  любимые пуховые варежки, т. к.  пальчики сразу стали холодными и замерзли. А ранее,  когда температура доходила до отметки от  – 80 С  до – 120 С , то передвигались по улице без варежек, т. к. руки  не замерзали.  Сразу возникли вопросы  «Почему в варежках тепло?» (Тема), « Варежки создают тепло или удерживают его?» (Гипотеза). Мы предположили, что варежки создают тепло, т.к. они из козьего пуха. Но потом  гипотеза  изменилась, варежки удерживают тепло, потому что руки отдают тепло, а шерсть просто удерживает и возвращает тепло к рукам. Для этого провели исследовательскую работу на тему  «Почему тепло в варежках». Провели эксперимент.

Цель исследования: собрать информацию об истории возникновения варежек, об обморожении кожи рук, провести эксперимент  и обосновать гипотезу (варежки греют руки или руки «греют варежки»), рассказать, что варежки в зимнюю погоду нужно обязательно одевать на руки.

Задачи исследования:

  • собрать и изучить информацию об истории возникновения варежек, об обморожении кожи рук, об оказании первой медицинской помощи и правилах предосторожности;
  • измерить температуру воздуха в комнате, пустой варежки, своей руки в теплых варежках;
  • проанализировать полученные результаты, вывод;
  • дать полезные советы детям.

База исследования:

  •  книги и справочники;
  •  интернет.

Методы исследования:

  • сбор и анализ информации из   литературы;
  • эксперимент;
  • опыт;                                                                                                       
  • анализ и сравнение продуктов деятельности;
  • результат работы, вывод.

Объект работы:

  • варежки, рука в варежках.

Предмет исследования:

  • изменение температуры варежек, варежек с рукой.

Оборудование и материалы:

  • модульная система экспериментов PROLog: модуль отображения информации, измерительный модуль «Температура», модуль батареи;
  • варежка;
  • лист наблюдений.

Наше исследование проходило в три этапа

1 этап - выбор темы; сбор информации;

2 этап - проведение исследования;

3 этап – обработка результатов, изготовление рекомендаций, буклета «Полезные советы»

Проведение эксперимента по плану:

  1. Предположение  температуры комнаты, раскрытой ладони, пустой варежки, раскрытой ладони в варежке с полушерстяной ниткой, раскрытой ладони в варежке из козьего пуха. Заполнение листа наблюдений.
  2. Температура (макс.) комнаты, раскрытой ладони, пустой  варежки, раскрытой ладони в варежке с полушерстяной ниткой, раскрытой ладони в варежке из козьего пуха. Заполнение листа наблюдений.
  3. Сравнительный анализ полученных результатов. Вывод.

Вместе с учителем мы собрали комплект модулей для измерений, справа подключили модуль батареи, слева – модуль «Температура».

        

Нажимаем кнопку Поиск моделей на панели инструментов. Появляется окно измерительного модуля «Температура». Нажимаем кнопку Инструменты, выбираем строку Выключение экрана, устанавливаем с помощью стрелок время, и нажимаем кнопку ОК.

Затем нажимаем кнопку Установление эксперимента. Откроется диалоговое окно, нажимаем строку Длительность эксперимента, сделав выбор, нажимаем ОК. Затем нажимаем кнопку Запуск эксперимента. Начинается измерение температуры. На экране строится график. Через установленное время эксперимент заканчивается, полученные данные записываем в лист наблюдений.

Опыт 1. Определение температуры комнаты

DSC03293.JPG
 

DSC03294.JPG
 

 

DSC03297.JPG
 


 

      Вывод: температура комнаты + 26,30 С, уровень графика  не 

изменяется, температура комнаты постоянная на данный момент.

Опыт 2. Определение температуры раскрытой ладони

DSC03299.JPG
 

DSC03298.JPG
 


 

            Вывод: температура раскрытой ладони 34,50 С, уровень графика повышается, температура повышается  до определенного уровня.

Опыт 3. Определение температуры пустой варежки

DSC03304.JPG
 

        Вывод:  температура пустой варежки  + 26,30 С, уровень графика  не изменяется, температура пустой варежки  постоянная.     

Опыт 4. Определение температуры варежки из полушерстяной нити с рукой

DSC03307.JPG DSC03317.JPG

     Вывод: температура раскрытой ладони  в варежке из полушерстяной  нити + 34,90 С , уровень графика повышается, температура повышается  до определенного уровня

+ 34,90С.

Опыт 5. Определение температуры варежки из козьего пуха  с рукой

                                                                                   

   

Вывод: температура раскрытой ладони  в варежке из козьего пуха + 35, 60 С , уровень графика повышается, температура повышается  до определенного уровня + 35,60 С.

Лист наблюдений «Изменение температуры»

№ п/п

 

                

Предполагаемая температура, 0С

Температура (макс.),  0С

Предполагаемая температура оказалась выше или ниже

  1

Комнатная температура

от + 24 до  + 25

+ 26, 3

выше

  2

Раскрытая ладонь

от + 24 до + 28

+ 34, 5

выше

  3

Пустая варежка из полушерстяной нити

от + 30 до + 40

+ 26, 3

ниже

  4

Раскрытая ладонь в варежке из полушерстяной нити

от + 34 до + 48

+ 34, 9

выше

  5

Пустая варежка из козьего пуха

от + 30 до + 40

+ 26, 3

выше

  6

Раскрытая ладонь в варежке из козьего пуха

от + 40 до + 50

+  35,6

выше

Из наблюдений по таблице можно сообщить, что предполагаемые температуры оказались выше результатов, кроме предполагаемой температуры пустой варежки, этот результат оказался ниже.

Сравнительный анализ температур

Из наблюдений можно сказать, что температура комнаты и пустой варежки одинакова, значит пустая варежка принимает температуру того места, где она находится. Температура раскрытой ладони и температура раскрытой ладони в варежке тоже почти одинакова, разница менее одного градуса. Значит варежка и тут приняла температуру того предмета, в котором она находится. Вывод: источником тепла является рука, а не варежка. Значит, варежка не может вырабатывать  свое собственное тепло, ее температура зависит от места, в  котором она находится. Следственно, варежка не создает тепло, а просто удерживает его. Тепло от руки в варежке поднимается вверх, а варежка препятствует усиленному выходу тепла наружу, на улицу. Тепло остается и частично сохраняется в варежке.  Но  разница в температуре есть у раскрытых ладоней в варежке из полушерстяной  нити и варежке из козьего пуха. Эти данные говорят лишь только о том, что варежка из козьего пуха более  препятствует выходу тепла наружу, т.к.  воздух, который прячется между нитями,   задерживает тепло в варежке. Чем пушистее и ворсистее варежка, тем больше в ворсинках воздуха, а чем больше воздуха, тем нам теплее. Тепла  остается больше в варежке из козьего пуха, чем в варежке из полушерстяной нити.  Поэтому всем ребятам и взрослым в сильные морозы нужно надевать варежки, а лучше пуховые, чтобы не замерзнуть и не обморозить руки. Можно навредить собственному здоровью, получить обморожение разных степеней.

Полезные советы

Носите свободную одежду – это способствует нормальной циркуляции крови. Верхняя одежда обязательно должна быть непромокаемой.

Не выходите на мороз без варежек, шапки и шарфа. Если замерзли руки – попробуйте отогреть их.

Вернувшись домой после длительной прогулки по морозу, обязательно убедитесь в отсутствии обморожений конечностей, спины, ушей, носа и т.д.

Лучший способ выйти из неприятного положения – это в него не попадать. Если вы не любите экстремальные ощущения, в сильный мороз старайтесь не выходить из дому без особой на то необходимости.

 Об исследовательской работе рассказали одноклассникам, полезные  советы оформили в буклет и раздали ребятам.

 

Заключение

 

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. В соответствии с требованиями, предъявляемыми современным государством к школе, обучение в ней должно ориентироваться на интеллектуальное развитие младших школьников и на развитие таких деловых качеств как предприимчивость, способность ориентироваться, ставить цель, планировать свою деятельность, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески.  Исследовательская деятельность – один из самых эффективных видов деятельности, который осуществляет развитие учащихся.

Исследовательская деятельность обеспечивает учащимся возможность самостоятельно приобретать новые знания и применять их в окружающей жизни. Отсюда – главное в работе учителя – научить детей самостоятельно добывать знания.

Мой опыт доказывает, что организация исследовательской деятельности учащихся позволяет создать условия для развития продуктивного, интеллектуального, творческого мышления учащихся, способствует развитию познавательных способностей и повышает качество знаний. Внеучебные исследования, ориентированные изначально на развитие творческой активности детей, способствуют расширению кругозора учащихся, углублению и закреплению имеющихся у них знаний и умений. Исследовательская деятельность – один из самых эффективных видов деятельности учащихся, приводящая к качественным изменениям в обучении, образовании и воспитании.

Список  литературы

1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2001. [1]

2. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. – №1. [2]

3. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. – №1. [3]

4. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. [4]

5. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: учебная литература. Федоров. [5]