Пятница, 10.01.2025, 01:09
Главная Мой профиль Выход RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Январь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

 Использование приемов Дальтон – технологии при решении проектных задач в начальной школе

Выполнено творческой группой

учителей начальных классов

МБОУ СОШ №1 п.Степное

Советского района Саратовской области:

С.А.Саблиной и М.А.Жуликовой

013 – 2014 учебный год

        Дальтон-технология — наиболее близка к методу проектов. Может быть еще рано «Дальтон» называть технологией, однако уже сейчас основные признаки обозначились: цели, исходные идеи, содержание, формы, системы действий учителей и учащихся.

        Американский педагог Хелен Паркерхерст, изучив положение дел в школах, пришла к заключению о том, что в них осуществляется насильственное обучение, подавляющее естественное желание детей свободно высказывать свои мысли, задавать вопросы, играть. Поэтому она поставила своей задачей найти новые подходы организации жизнедеятельности детей в образовательном процессе.

         В основе технологии «Лабораторного плана» лежала идея объединения деятельности учителя и учащихся по достижению индивидуализированных целей обучения. Обращает внимание индивидуализация обучения, так как именно через нее, в первую очередь, обеспечивается технология личностиого развития ученика.

Цели Дальтон-технологии:

•  обеспечить индивидуальное развитие ученика;

•  обеспечить развитие его социальною опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

       Исходные теоретические позиции Дальтон-технологии— это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество.

     Свобода— это право выбора учеником предмета, темы, партнера, источников знаний, форм и способов работы. Естественно, что сам учебный предмет в основном определяется учебным планом. Но эта свобода сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное учение, осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно уровень достижения цели оценивает учитель по каждому свободно выполненному заданию.  Каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем. Таким образом, свобода сочетается с ответственностью.

     Самостоятельность — это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения и ответственности за этот выбор.

      Сотрудничество — это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к учащимся, родителям, учителю. Он не должен бояться признать, что чего-то не знает. Это дает возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в группе.

       Задания составляют содержательную основу технологии Дальтон. Они должны носить творческий характер. В каждом задании определяется задача (проблема), а сами задания формулируются на уровневой основе. Могут быть задания исследовательского характера с постановкой эксперимента, разработкой проекта. Задания могут ограничиваться учебной программой или выходить за ее рамки. Выполнение задания проверяется не только учителем индивидуально у каждого ученика, но и дается проверочная работа для всех.

     К самим заданиям предъявляются следующие требования:

•  задания носят уровневый характер;

•  задания охватывают достаточный объем учебного материала,

•  четко формулируется цель задания, а значит и результат его выполнения;

•  задание рассчитано на возможность ученика самостоятельно справиться с ним. Для этого в задании даются указания, литература, сроки выполнения;

• задания предполагают различные способы их выполнения, возможность сотрудничества с другими;

•  в заданиях предусматривается возможность для учета, самоконтроля и контроля (например, выступление в группе) ;ученику в процессе выполнения задания должно быть ясно, когда и кому можно обращаться за помощью;

• содержание задания предполагает предварительное и последующее обсуждение.

     Именно через выполнение системы заданий осуществляется, прежде всего, индивидуальное развитие ученика.

    Таким образом, основная идея этой технологии заключается в следующем: работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания БУДЕШЬ САМ (ответственность).

    Метод проектов составляет основу проектного обучения,смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.Полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Прообразом проекта в начальной школе являются проектные задачи. Проектные задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они могут придумывать, фантазировать.

     Основная цель проектных задач – вовлечение детей в размышление о том, что неизвестно, формирование у них разных способов сотрудничества. Основная идея системы проектных задач в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования. Овладение основами этого способа в начальной школе поможет учащимся в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную деятельность как ведущую в основной и средней школе.

       Решение проектных задач позволяет вывести учеников на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем - уровень совместного действия, уровень партнёрства, уровень сотрудничества, способствует более высокому уровню усвоения программного материала.

Приложение