Использование приемов Дальтон – технологии при решении проектных задач в начальной школе
Выполнено творческой группой
учителей начальных классов
МБОУ СОШ №1 п.Степное
Советского района Саратовской области:
С.А.Саблиной и М.А.Жуликовой
013 – 2014 учебный год
Дальтон-технология — наиболее близка к методу проектов. Может быть еще рано «Дальтон» называть технологией, однако уже сейчас основные признаки обозначились: цели, исходные идеи, содержание, формы, системы действий учителей и учащихся.
Американский педагог Хелен Паркерхерст, изучив положение дел в школах, пришла к заключению о том, что в них осуществляется насильственное обучение, подавляющее естественное желание детей свободно высказывать свои мысли, задавать вопросы, играть. Поэтому она поставила своей задачей найти новые подходы организации жизнедеятельности детей в образовательном процессе.
В основе технологии «Лабораторного плана» лежала идея объединения деятельности учителя и учащихся по достижению индивидуализированных целей обучения. Обращает внимание индивидуализация обучения, так как именно через нее, в первую очередь, обеспечивается технология личностиого развития ученика.
Цели Дальтон-технологии:
• обеспечить индивидуальное развитие ученика;
• обеспечить развитие его социальною опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
Исходные теоретические позиции Дальтон-технологии— это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество.
Свобода— это право выбора учеником предмета, темы, партнера, источников знаний, форм и способов работы. Естественно, что сам учебный предмет в основном определяется учебным планом. Но эта свобода сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное учение, осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно уровень достижения цели оценивает учитель по каждому свободно выполненному заданию. Каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем. Таким образом, свобода сочетается с ответственностью.
Самостоятельность — это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения и ответственности за этот выбор.
Сотрудничество — это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к учащимся, родителям, учителю. Он не должен бояться признать, что чего-то не знает. Это дает возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в группе.
Задания составляют содержательную основу технологии Дальтон. Они должны носить творческий характер. В каждом задании определяется задача (проблема), а сами задания формулируются на уровневой основе. Могут быть задания исследовательского характера с постановкой эксперимента, разработкой проекта. Задания могут ограничиваться учебной программой или выходить за ее рамки. Выполнение задания проверяется не только учителем индивидуально у каждого ученика, но и дается проверочная работа для всех.
К самим заданиям предъявляются следующие требования:
• задания носят уровневый характер;
• задания охватывают достаточный объем учебного материала,
• четко формулируется цель задания, а значит и результат его выполнения;
• задание рассчитано на возможность ученика самостоятельно справиться с ним. Для этого в задании даются указания, литература, сроки выполнения;
• задания предполагают различные способы их выполнения, возможность сотрудничества с другими;
• в заданиях предусматривается возможность для учета, самоконтроля и контроля (например, выступление в группе) ;ученику в процессе выполнения задания должно быть ясно, когда и кому можно обращаться за помощью;
• содержание задания предполагает предварительное и последующее обсуждение.
Именно через выполнение системы заданий осуществляется, прежде всего, индивидуальное развитие ученика.
Таким образом, основная идея этой технологии заключается в следующем: работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания БУДЕШЬ САМ (ответственность).
Метод проектов составляет основу проектного обучения,смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.Полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Прообразом проекта в начальной школе являются проектные задачи. Проектные задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они могут придумывать, фантазировать.
Основная цель проектных задач – вовлечение детей в размышление о том, что неизвестно, формирование у них разных способов сотрудничества. Основная идея системы проектных задач в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования. Овладение основами этого способа в начальной школе поможет учащимся в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную деятельность как ведущую в основной и средней школе.
Решение проектных задач позволяет вывести учеников на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем - уровень совместного действия, уровень партнёрства, уровень сотрудничества, способствует более высокому уровню усвоения программного материала.