Внеурочная деятельность по новым стандартам.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Кроме того, внеурочная деятельность в основной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию пятиклассника в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Организация занятий по внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении.
Содержание данных занятий должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. В этом учебном по желанию родителей 5 3 класса работает математический кружок «Наглядная геометрия»
Для проведения занятий кружка была составлена рабочая программа.
Рабочая программа по наглядной геометрии составлена на основе:
- федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике (геометрия);
- авторской программы И.Ф. Шарыгина и Л.Н. Ерганжиевой.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Структура документа: рабочая программа включает следующие разделы:
- пояснительную записку (цели и задачи обучения);
- программное и учебно-методическое оснащение учебного плана;
- содержание обучения;
- требования к уровню подготовки выпускников;
- распределение часов по разделам курса;
- календарно-тематическое планирование учебного материала в 5 классе;
- календарно-тематическое планирование учебного материала в 6 классе;
- оценивание работ учащихся.
Курс наглядной геометрии – это пропедевческий курс геометрии.
Курс наглядной геометрии подводит детей к серьезному изучению этой науки, начиная с 7 класса и имеет следующие цели:
- пропедевтика геометрии (предварительный, вводный курс);
- формирование интереса к изучению систематического курса геометрии через наглядность;
- сохранение, закрепление и развитие пространственных представлений учащихся;
- обеспечение системы развивающего и непрерывного геометрического образования;
- знакомство с геометрией как инструментом познания и преобразования окружающей действительности;
- осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью;
- развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическомматериалу,
полученному по математике в начальной школе и в 5 классе;
- развитие логического мышления, пространственных представлений;
- ознакомление с геометрическими понятиями, формирование
геометрического понятийного аппарата;
- формирование представлений о геометрии, как части общечеловеческой культуры и истории;
- формирование математической речи;
- формирование умения вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности.
Указанные цели реализуются путем решения следующих задач:
- широкое ознакомление с основными понятиями систематического курса геометрии;
- наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;
- усвоение геометрической терминологии и символики;
- осмысленное запоминание и воспроизведение достаточно большого числа определений и свойств геометрических фигур;
- сравнение и измерение геометрических величин;
- приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами;
- знакомство с наиболее важными фактами систематического курса;
- решение специально подобранных упражнений и задач, направленных на формирование приемов мыслительной деятельности;
- формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
- специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач.
Общие требования к математической подготовке учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны получить представления и овладеть следующими знаниями, умениями и навыками, составляющими обязательный минимум:
- знать определения одних основных геометрических понятий и получить представления о других;
- изображать знакомые фигуры по их описанию;
- выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и в окружающих предметах;
- иметь навыки работы с измерительными и чертежными инструментами;
- измерять геометрические величины; выражать одни единицы измерения через другие;
- выполнять построения с помощью заданного набора чертежных инструментов, в частности, основные построения линейкой и циркулем; решать несложные задачи, сводящиеся к выполнению основных построений;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя изученные свойства и формулы;
- проводить несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач, предусмотренных содержанием курса;
- пользоваться геометрической символикой;
- устанавливать связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметам
Основные умения и навыки:
- владеть практическими приемами геометрических измерений, использование линейки, транспортира;
- умение применять различные геометрические инструменты (линейку, треугольник,циркуль) для построения геометрических фигур;
- построение объемных фигур (изображение видимых и невидимых линий);
- пользоваться линейкой и угольником для построения параллельных и перпендикулярных линий, отрезков;
- умение анализировать свойства геометрических фигур;
- складывать различные фигурки из плоских геометрических фигур;
- умение строить точку симметричную данной, указывать ось симметрии;
- конструирование объемных фигур;
- умение различать понятия: круг и окружность, шар и сфера;
- построение точки с заданной координатой в декартовой системе координат;
- использование столбчатых и круговых диаграмм при решении задач;
- развивать навыки по нахождению площади, объема, площади боковой поверхности;
- умение использовать теоретические знания в практической работе.
Уровень знаний, умений и навыков учащихся оценивается по пятибалльной системе.
Календарно-тематическое планирование учебного материала в 5 классе
№ урока |
Дата проведения урока |
Содержание (тема урока) |
Пункт в учебнике |
Примечание |
1. |
|
Введение. Исторические сведения. |
п.1 |
|
2. |
|
Первые шаги в геометрии. Связь геометрии и действительности. |
п.1 |
|
3. |
|
Пространство и размерность. Одномерное пространство. Двухмерное пространство. |
п.2 |
|
4. |
|
Пространство и размеренность. Мир трех измерений. Перспектива. |
п.2 |
|
5. |
|
Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, отрезок, луч. |
п.3 |
|
6. |
|
Простейшие геометрические фигуры. Угол, биссектриса угла. Вертикальные углы, их свойства. |
п.3 |
|
7. |
|
Построение и измерение углов. |
п.3 |
|
8. |
|
Построение и измерение углов. Биссектриса угла. |
п.3 |
|
9. |
|
Конструирование из Т. Творческие работы. |
п.4 |
|
10 |
|
Куб. Понятие грани, ребра, вершины, диагонали куба. Изображение куба. |
п.5 |
|
11. |
|
Куб и его свойства. Развертка куба. |
п.5 |
|
12. |
|
Задачи на разрезание и складывание фигур. Творческие работы. |
п.6 |
|
13. |
|
Задачи на разрезание и складывание фигур. Пентамино. |
п.6 |
|
14. |
|
Треугольник. Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. |
п.7 |
|
15. |
|
Треугольник. Виды треугольников: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный. Флексагон. |
п.7 |
|
16. |
|
Построение треугольников по двум сторонам и углу между ними. Треугольник Пепроуза. |
п.7 |
|
17. |
|
Построение треугольников по стороне и двум прилежащим к ней углам, по трем сторонам. |
п.7 |
|
18. |
|
Правильные многогранники. Тетраэдр, куб, октаэдр. Развертки фигур.. |
п.8 |
|
19. |
|
Правильные многогранники. Додекаэдр, икосаэдр. Развертки фигур. |
п.8 |
|
20. |
|
Геометрические головоломки. Танграм. |
п.9 |
|
21. |
|
Геометрические головоломки. Стомахион. |
п.9 |
|
22. |
|
Измерение длины. Исторические сведения. Старинные русские меры длины. |
п.10 |
|
23. |
|
Измерение длины. Единицы длины. |
п.10 |
|
24. |
|
Измерение площади. Единицы площади. |
п.11 |
|
25. |
|
Измерение объема. Единицы объема. |
п.11 |
|
26. |
|
Вычисление длины и площади. Понятие равносоставленных и равновеликих фигур. |
п.12 |
|
27. |
|
Вычисление объема. |
п.12 |
|
28. |
|
Окружность. Радиус, диаметр, центр окружности. Построение окружности. |
п.13 |
|
29. |
|
Окружность. Деление окружности на части. Архитектурный орнамент Древнего Востока. Из истории зодчества Древней Руси. |
п.13 |
|
30. |
|
Геометрический тренинг. Развитие “геометрического зрения”. Решение занимательных геометрических задач. |
п.14 |
|
31. |
|
Топологический опыт |
п.14 |
|
32. |
|
Топологические опыты. Лист Мебиуса. Задачи на вычерчивание фигур одним росчерком |
п.15 |
|
33. |
|
Задачи со спичками. |
п.16 |
|
34 |
|
Задачи со спичками. Итоговый урок. |
п.16 |
|
Образовательные технологии:
- технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения; принципы: научности, наглядности, последовательности, доступности и др);
- технология проблемного обучения;
- технология развивающего обучения.
Основные виды деятельности учащихся:
Ø решение занимательных задач;
Ø оформление математических газет;
Ø участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
Ø знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
Ø проектная деятельность
Ø самостоятельная работа;
Ø работа в парах, в группах;
Ø творческие работы
Литература:
Наглядная геометрия. 5-6 кл. : пособие для общеобразовательных учреждений / И. Ф. Шарыгин, Л. Н. Ерганжиева. – 8-е изд., стереотип. –М. : Дрофа, 2006. -189 с. : ил
СД –диски:
- Математика 5 - 11 классы. Практикум
- Интерактивная математика 5 -9 классы
- Мордкович АГ «Живые иллюстрации»
- УМК Смирновых Геометрия 7-9
- УМК И. Ф. Шарыгина Геометрия 7
31 марта 2014 года
Лукьянова С. Г. МОУ «Гимназия»