Создание программы профилактики наркомании в современной школе
Проблема профилактики наркомании в подростковой среде является актуальной в последние десятилетия. Педагоги, медики, социологи и другие специалисты активно занимаются вопросами профилактики наркомании. Накоплен значительный опыт в этой области, однако социологические данные об употреблении наркотиков молодежью огорчают, указывая специалистам на поиск более эффективных, комплексных подходов к проблеме. В связи с этим возросла потребность пересмотра форм и методов профилактической работы по наркомании в современных школах.
Как ни странно, но большинство педагогов считают, что проблема наркомании находится далеко от них, заблуждаясь и теряясь в бессистемности знаний по этому вопросу, они приводят подобные доводы:
• У нас в школе этого нет и быть не может.
• Если мы начнем говорить о наркотиках с детьми, то только привлечем внимание к тому, чем они сами могли бы не заинтересоваться.
• Если мы примем для себя специальную программу борьбы с наркотиками, то о нас плохо подумают родители (соседи, начальство и т. д.).
• Борьба с распространением наркотиков не входит в сферу профессиональных обязанностей педагогов, это функция специалистов.
Эти и другие подобные позиции удерживают педагогов многих школ от создания комплексной системы по первичной профилактике подростковой наркомании. Однако, если проанализировать проблему распространении наркомании в России и ее профилактику, и попытаться осознать всю серьезность данного вопроса, скорее всего найдется несколько других аргументов в пользу изменения школьной позиции:
• Проблема наркотиков давно превратилась в глобальную проблему, грозящую гибелью для человечества. Как всякая глобальная проблема, она не может не стать содержанием современных образовательных программ.
• Смысл современной школы — создание образовательной среды, способствующей развитию ребенка, а значит наркотизация пространства школьной жизнедеятельности ребенка гарантированно разрушает все другие педагогические усилия.
• Школьный коллектив не может существовать в отрыве от социальной действительности, для которой распространение наркотиков в среде молодежи все более и более становится нормой. Детей нельзя оградить от наркотика, но научить их сознательно отказываться от него можно и нужно.
• Если школа не будет воспитывать у подростка ценности здоровья, то эту нишу заполнят другие «воспитатели» из его социального окружения.
Таким образом, педагогам и руководителям образовательных учреждений необходимо выработать грамотную позицию в отношении профилактики наркомании, для разработки и реализации целевой программы профилактики в единой системе здоровьесбережения школы.
Для создания программы профилактики в каждой конкретной школе, полезно будет учитывать опыт других специалистов, занимающихся подобной проблемой:
• Декларацию значимости комплексного, интегративного подхода по отношению к детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении. Только совместная работа (в условиях «одной команды») психологов, социальных работников, педагогов, валеологов, медицинских работников, родителей может дать реальный результат.
• Утверждение необходимости сопровождать, а не направлять развитие ребенка. Из всех возможных методов решения проблемы эффективнее тот, в котором актуализирован личностный потенциал развития ребенка, его желание изменить ситуацию к лучшему, поддержка значимого для него окружения. Не решать проблемы за детей, а учить их принимать верные решения самостоятельно.
• Требование начинать работу по оказанию помощи ребенку с семьи и школы, потому что разрешение любой проблемы возможно только при условии прямой, осознанной заинтересованности ребенка, его родителей, педагогов. Очевидно, что противоборство любой из этих сторон многократно усиливает действие факторов риска.
• Стремление участвовать в процессах социально-педагогического проектирования. Если мы хотим помочь ребенку, мы должны думать о среде его жизнедеятельности; о том, что мы можем противопоставить факторам риска; о школьных сообществах, детских общественных организациях, домах детского творчества, профессиональной занятости молодежи и т. д.
• Необходимость существенного улучшения информационного сопровождения процессов поддержки детей «группы риска». Современный специалист не должен стремиться решать проблемы, в которых он чувствует себя некомпетентным, но он должен обладать всей полнотой информации о том, где находятся службы и центры, в которых имеется опыт разрешения волнующей его проблемы.
• Решая проблемы ребенка, мы обязаны руководствоваться положениями современного права, а также работать над формированием новой законодательной базы поддержки и сопровождения детей.
• Мы ничем не сможем помочь нашим детям, если не сделаем одним из приоритетных направлений совместных исследований детскую субкультуру, в рамках которой формируются и разрешаются проблемы детей «группы риска».
Сегодня использование в школе только очевидно имитационных программ неэффективно. Пользы они не приносят, хорошо, если не наносят заметного вреда. Например, конкурсы антинаркотических плакатов и рисунков (их эффективность достаточно близка к нулю) или просмотр фильмов демонстрирующих ужас наркомании (эффективность бывает обратная, т.к страх способствует неконструктивному поведению). А тем временем дети, в силу возрастных особенностей, нуждаются в наиболее серьезном и осторожном разговоре о наркотиках и наркоманиях.
Общая логика построения целевой программы требует прежде всего формирования в педагогическом коллективе ценностно-смыслового единства по отношению к проблеме наркотиков. Результатом этой работы и должно стать принятие целевой программы, выделение специальных групп, активно действующих в ее рамках, координирующих ее и оценивающих ее эффективность.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ — создание в школьной среде условий, препятствующих распространению наркотиков. Становление социально адаптированной личности школьника, с активной отрицающей позиции по отношению к наркотикам.
Помимо блока целеполагания и организации в программу могут войти следующие группы структурных компонентов:
• действия, направленные на школьную среду в целом;
• действия, направленные на детей «группы риска»;
• действия, направленные на помощь детям, замеченным в употреблении наркотиков.
ФОРМУЛА ПРОГРАММЫ может быть представлена следующими понятиями:
1. ОБРАЗОВАНИЕ И ИНФОРМАЦИЯ
Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами. Формирование у учащихся ценности здоровья и негативного отношения к возможности употребления наркотиков. Развитие навыков критического анализа и оценки информации, получаемой о наркотиках. Тренинг общения. Тренинг умения «Сказать наркотику "нет"». Изучение основ профилактики наркомании в молодежной среде; первичная помощь человеку, оказавшемуся жертвой наркотиков.
Кто проводит работу: специально приглашенные специалисты, сотрудники служб психолого-педагогического медико-социального (ППМС) сопровождения, классные руководители, наиболее подготовленные учителя-предметники.
На кого направлена деятельность: на учащихся всех возрастов, родителей, коллег-педагогов. Программа для взрослых обязательно должна быть дополнена анализом факторов риска распространения наркомании и изучением путей помощи подростку, поддавшемуся влиянию наркотиков.
Формы: урочные и внеурочные беседы, анализ специальной литературы, встречи «за круглым столом», диспуты, тренинги.
2. ОБЩЕЕ ПРИЗНАНИЕ ПРАВИЛ И НОРМ НЕПРИЯТИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
Очень важно, чтобы дети поняли и приняли школьную политику в отношении курения, алкоголя и наркотиков. Необходимо ясно и четко договориться, что в школе обязательно будет пресекаться распространение идеи о возможности и допустимости ПАВ, их легализации и облегчения доступа к ним. В свою очередь педагоги своим примеров должны показать, какому образу жизни необходимо следовать.
3. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К СИГНАЛАМ ОПАСНОСТИ
В школе должна быть разработана специальная система повышения чувствительности к опасности распространения наркотиков. Родителей и педагогов целесообразно ознакомить с основами диагностики употребления детьми наркотиков. Обязательно нужно довести до всех заинтересованных лиц, к кому конкретно можно обратиться в случае, если возникнет предположение о наличии опасности. По сути, речь идет о создании в школе специальной «группы доверия», члены которой обладают достаточными знаниями и облечены полномочиями действовать в соответствии с создавшейся ситуацией.
4. ТРЕНИНГИ АКТИВНОГО ОТРИЦАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ
Необходимо помочь ребенку научиться говорить «нет» наркотикам. В последнее время появилось множество описаний тренингов: «Навыки жизни», «Полезная прививка», «Я выбираю жизнь!», «Программа моей независимости» и т. д. Все они направлены на формирование личностной устойчивости к негативным влияниям. Общая логика их построения связана с повышением личностного самоуважения, поиском средств самореализации и межличностного общения, умением критически оценивать информацию и действовать в соответствии со своими убеждениями.
Методы реализации программы могут быть различны. Наиболее целесообразны деловые игры, анализ проблемных ситуаций, проигрывание ролей, проектная деятельность.
5. ЦЕЛЕВАЯ РАБОТА С «ГРУППОЙ РИСКА»
Существуют факторов риска в отношении наркотиков, имеется в виду риск для ребенка оказаться жертвой наркотиков. Содержание работы с этой группой состоит в ее выявлении и создании индивидуальной программы помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению склонности к наркотикам.
Кто должен оказывать эту помощь? Квалифицированные социологи и психологи, вместе с классными руководителями, должны определить в каждом классе «группу риска» и разработать программу работы с детьми. Ее реализация может быть осуществлена уже самими классными руководителями. В особых случаях может понадобиться квалифицированная помощь специалиста. Было бы хорошо, если бы в школе сложилась практика, когда каждый ребенок может обратиться к специалистам за советом в сложной для него ситуации.
6. АДРЕСНАЯ ПОМОЩЬ ПОПАВШИМ В БЕДУ
Современная школа ориентирована прежде всего на первичную профилактику и предупреждение наркомании. Но, очевидно, рано или поздно педагогам придется столкнуться и с более тяжелыми проблемами: с самим заболеванием, со случаями распространения наркотиков, с социально опасными группировками. А это уже сфера действия профессионально компетентных лиц. В каждом городе, в каждом районе имеются государственные и общественные структуры, ответственные за осуществление такой работы. Информацию о них можно получить в соответствующих министерствах и комитетах образования, здравоохранения, внутренних дел, по делам молодежи.
Педагогическая позиция может быть связана с помощью в обращении. Если сам наркоман не в состоянии осуществить необходимые шаги, то за него это могут и должны сделать родители, в крайнем случае — педагоги или друзья.
Используете ли вы в своей школе систему или отдельные профилактические мероприятия, важно помнить, что работа по первичной профилактике наркомании среди подростков должна проводиться очень грамотно, тактично, осторожно, учитывая принцип «не навреди». Эффективность всей работы будет зависеть от того, насколько четко определены цели, задачи, этапы и формы реализации программы, насколько профессионально компетентны специалисты, работающие с детьми, педагогами, родителями.
Еремина Е.А.