Реализация ФГОС основного общего образования в Вольском районе
В 2012-2013 учебном году 5 пилотных школ (гимназия, лицей, СОШ № 4, СОШ № 11, СОШ с.Черкасское) перешли на федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (приказ Министерства образования Саратовской области № 700 от 16.03.2012 г. «О реализации федерального государственного образовательного стандарта основного образования в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2012-2013 учебном году). Для организации сопровождения педагогов при переходе на ФГОС ООО разработана муниципальная программа методического сопровождения, которая содержит комплекс мер по учебно-методическому, организационному, психологическому, информационному сопровождению образовательных учреждений при введении ФГОС ООО. Данная программа была представлена на региональном конкурсе методических служб и по итогам очного представления заняла II место. В 2012-2013 учебном году по данному направлению было спланировано и проведено несколько крупных мероприятий, а именно: 24 октября 2012 года на базе МОУ «Гимназия» состоялся зональный родительский совет «Семья и школа: шаг навстречу», в котором приняли участие заместитель министра образования Саратовской области, начальник Управления общего образования Рукан Н.П., начальник управления образования Вольского района Левина М.В. и более 50 человек родительской общественности из 8 районов области (Вольского, Балаковского, Воскресенского, Духовницкого, Ивантеевского, Краснопартизанского, Пугачевского, Хвалынского). По итогам обсуждения руководителям образовательных учреждений были даны рекомендации о создании общественных родительских объединений по проблемам образования детей, создании площадок для диалога между участниками образовательного процесса, привлечению родителей в качестве консультантов, экспертов, руководителей практик. 31 октября 2012 года на базе МОУ «Лицей г. Вольска» прошел методический совет «Особенности реализации основного общего образования в условиях введения ФГОС», в котором приняли участие 52 педагога из числа заместителей руководителя по УВР, ВР, руководителей РМО из 31 образовательного учреждения ВМР. В рамках работы методического совета были рассмотрены нормативно-правовые документы федерального, регионального, муниципального уровня, регламентирующие введение ФГОС ООО, вопросы обеспеченности и преемственности в соблюдении образовательных систем, анализ сопоставления образовательной программы и требований, предъявляемых к ее реализации, особенности формирования программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, структура и содержание урока в соответствии с требованиями ФГОС, структура и особенности коррекционной программы ОУ.
22 ноября 2012 года на базе МОУ «СОШ №4» был проведен семинар-практикум учителей-предметников по теме «Формирование универсальных учебных действий обучающихся в учебном процессе», в котором приняли участие 44 педагога из 28 школ города и района. В ходе семинара рассмотрены теоретические аспекты формирования универсальных учебных действий обучающихся в учебном процессе, были представлены конкретные приемы и практические упражнения, представлен опыт работы педагогов по организации проектной деятельности школьников на уроках, проведены открытые занятия по математике, биологии, физической культуре, которые получили высокую оценку участников семинара. 6 декабря 2012 года на базе МОУ «СОШ № 11» был проведен семинар учителей-предметников по теме «Современные педагогические технологии, наиболее эффективные для реализации требований ФГОС основного общего образования», в котором приняли участие 45 педагогов школ города и района. В ходе семинара был представлен опыт работы школы, педагогов по применению современных технологий. Участникам семинара были предложены технологические карты занятий, которые необходимо было проанализировать с точки зрения продуктивного использования современных педагогических технологий, что позволило педагогам получить практический опыт анализа урока в соответствии с требованиями ФГОС. 20 декабря 2012 года на базе МОУ «Гимназия» был проведен семинар учителей-предметников по теме «Современные подходы к оценке образовательных достижений обучающихся в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС», в котором приняли участие 26 педагогов школ города и района. В ходе семинара рассмотрены теоретические аспекты организации системы контроля и оценки образовательных достижений обучающихся в рамках реализации ФГОС ООО. Были представлены технологические карты по оценке образовательных достижений, что значительно облегчает работу учителя. 28 февраля 2013 года на базе МОУ «Лицей» был проведен семинар-практикум для заместителей директоров по УВР, педагогов-предметников по теме «Развитие универсальных учебных действий на уроках естественнонаучного цикла», в котором приняли участие 60 педагогов школ города и района. На семинаре были представлены мастер-классы по формированию универсальных учебных действий в рамках предмета химия, математика, интерактивные упражнения для развития УУД обучающихся, которые применимы на всех уроках. Представленные мастер-классы получили положительную оценку участников семинара.
В рамках работы РМО проведены мероприятия разъясняющие вопросы ФГОС, представлены открытые занятия по предметам, включенным в учебный план 5-х классов: - заседание учителей иностранного языка «Реализация новых образовательных стандартов при обучении учащихся иностранному языку» 23.08.2012г. (31 педагог); - практический семинар учителей музыки и ИЗО «Формы контроля знаний и оценка деятельности обучающихся на уроке музыки» 14.11.2012г. (12 педагогов); - круглый стол для учителей информатики 17.11.2012г. по теме «Методическая компетентность учителей информатики в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов» (20 педагогов); - практический семинар учителей физической культуры 13.11.2012г. по теме «Урок физической культуры в свете требований ФГОС ООО» (28 педагогов); -семинары учителей русского языка «Проблема освоения и внедрения ФГОС ООО по русскому языку и литературе» 26.02.2013г. (22 педагога) и «Первые итоги реализации ФГОС ООО по русскому языку и литературе» 16.05.2013г. - семинар для учителей физики «Реализация требований ФГОС ООО на уроках физики» 26.03.2013г. (24 педагога); - практический семинар учителей биологии «Технологические основы реализации ФГОС. Современный урок биологии в условиях реализации ФГОС» 5.04.2013г. (17 педагогов, не включенных в КПК). На сайте МУО «УИМЦ» создана и пополняется страница ФГОС основного общего образования, на которой опубликованы нормативные документы (всех уровней), методические рекомендации, рабочие материалы, сценарии уроков, критерии анализа урока и другие материалы в помощь педагогам.
В ходе проведенных мероприятий были выявлены проблемы: - не все педагоги приняли идеологию ФГОС, системно-деятельностного подхода и готовы к его практическому использованию; -ранее сложившаяся методика оценки знаний обучающихся не дает полной картины в определении достижения планируемых результатов обучения: предметных, метапредметных, личностных; - отсутствие умения и опыта в области формирования универсальных учебных действий обучающихся; - недостаточный опыт в разработке разделов образовательной программы, части, формируемой участниками образовательного процесса; Таким образом, в следующем учебном году следует провести консультации всех категорий педагогов администрацией и учителями пилотных школ по вопросам введения и реализации ФГОС ООО. Продолжить повышение квалификации педагогов-предметников т.к. прошли курсовую подготовку по ФГОС лишь отдельные категории педагогов. В рамках РМО педагогов-предметников продолжить изучение теоретических вопросов и представление практического опыта проведения уроков, внеурочных занятий в соответствии с требованиями ФГОС. Уважаемые коллеги, хотелось бы узнать, с какими проблемами столкнулись вы при реализации ФГОС основного общего образования? Какие мероприятия в рамках реализации ФГОС ООО вы хотели бы посетить в следующем учебном году? Каким практическим опытом по данному направлению вы смогли бы поделиться на районных семинарах? Какие из проведенных мероприятий показались Вам наиболее интересными и плодотворными?
В этом учебном году прошли многие из нас прошли курсовую переподготовку, что- то было новым, что-то уже известным и с материалами некоторых лекций можно было ознакомиться дистанционно,но, в целом, полезного было на курсах почерпнуто много. Интересными были семинары ,мастер-классы.Теперь главная задача - реализовать на практике полученные знания. Вопрос для меня заключается в том, как правильно и лучше(с наименьшими затратами учительских сил!) отследить и оценить промежуточные результаты внедрения новых стандартов на уровне класса, преподаваемого предмета, школы? Поэтому проведение практичеких семинаров на базе школ, уже реализующих ФГОС ООО, должно быть продолжено в следующем году. Может быть, это будет семинар дистанционный?
Светлана Витальевна, большое спасибо за вопрос. В образовательном учреждении должно быть разработанное Положение о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся основной ступени образования, в котором определены формы и порядок оценки планируемых результатов. Предлагаем вам примерное положение по следующей ссылке: http://uimcvolsk.ucoz.ru/Zaharov....tay.doc
Для оценки промежуточных результатов реализации новых стандартов на уровне класса, на наш взгляд, необходимо просчитать процент обучающихся имеющих положительную динамику индивидуальных достижений, если он составляет более 50%, то промежуточные результаты реализации ФГОС положительны. По этой же методике оцениваем в рамках предмета и школы. Конечно, это не избавит учителя и администрацию школы от работы, но покажет реальный уровень реализации ФГОС. Если в вашем образовательном учреждении возникли вопросы по поводу оценки метапредметных результатов, то на странице «Психолого-педагогическое сопровождение инновационных процессов» вы сможете проконсультироваться с психологами МУО «УИМЦ». В рамках реализации ФГОС ООО в 2013-2014 учебном году будет запланировано проведение семинаров-практикумов, в том числе и в дистанционной форме.
Проблема оценки формирования УУД, видимо, общая проблема для всех учителей-предметников. В ходе работы в 5-ых классах в этом году столкнулся с отсутствием КИМов по истории и обществознанию, соответствующих целям и задачам системно-деятельностного подхода. В следующем году могу поделиться с коллегами своими наработками, опытом их практического применения.
Алена Васильевна, спасибо за предложенное примерное положение о формах и порядке оценки обучающихся ООО в рамках ФГОС. И все-таки вопросов больше, чем ответов. Может быть "пилотники" поделятся опытом оценивания. Проблемы: 1)увеличение документации(а следствие -увеличение рабочего времени учителя), т.к. классный журнал не фиксирует всей оценки( по крайней мере, я поняла так), необходимо ведение специальных тетрадей для фиксации уровня индивидуальной динамики обучающегося? 2) итоговый проект- один,он оценивается. Куда и как выставляется оценка? 3)Оценка УУД :кем проводится,каким образом оценивается и как фиксируется? Если речь идет об оценивании данных "проявлений" обученности , то ,наверное, нужно думать о форме документа, который помог бы видеть целостную картину по каждому отдельному ученику? Может быть, я сгущаю краски, но эта сторона ФГОС для меня остается весьма туманной.
На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов основного общего образования.
Итоговая оценка выпускника формируется на основе:
•результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;
•оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;
•оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;
•оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (далее — ГИА).
На основании этих оценок делаются выводы о достижении планируемых результатов (на базовом или повышенном уровне) по каждому учебному предмету, а также об овладении обучающимся основными познавательными, регулятивными и коммуникативными действиями и приобретении способности к проектированию и осуществлению целесообразной и результативной деятельности. Об этом очень подробно говориться в примерном положении, которое мы вам предложили. В течение 2012 года нами был проведен семинар на базе МОУ "Гимназия", на котором подробно рассматривались вопросы оценки образовательных достижений обучающихся материалы расположены по следующей ссылке: http://uimcvolsk.ucoz.ru/index/fgos_ooo/0-39.
Каждый из нас задает себе вопрос: как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? И каждый отвечает на него по- своему. План-конспект урока я пишу в виде технологической карты. Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебного курса и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Могу поделиться алгоритмом составления технологической карты современного урока.
Серяева Н.А. Технологическая карта- это хорошо и спасибо Софье Геннадьевне за помощь, но только для всех предметов наполняемость этой карты -разная! А если составлять её так, как от нас требовали на курсах, то придется все свое время тратить на один только пятый класс! И где же обещание-освободить учителей от лишней писанины!