Суббота, 27.04.2024, 10:01
Главная Мой профиль Выход RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Главная » 2012 » Ноябрь » 20 » Вопросы дистанционного образования в школе
21:13
Вопросы дистанционного образования в школе

Нам представляется интересным рассмотреть  ряд педагогических технологий, отобранный Е.С. Полат из разнообразных методов, форм обучения, разработанных и испытанных мировой педагогической практикой.  Стоит отметить, что их совокупность составляет определенную дидактическую систему, которая отражает личностно-ориентированный подход к обучению, позволяет достаточно успешно формировать критическое и творческое мышление, а также позволяет формировать столь необходимые для современного образования умения работать с информацией. Сюда относятся:

  • обучение в малых группах (обучение в сотрудничестве - cooperative learning);
  • метод проектов;
  • разноуровневое обучение;
  • "Портфель ученика";
  • Интернет-технологии (в данном случае имеется в виду возможность общения с партнерами из других регионов, стран).

Обратимся к особенностям их применения в условиях дистанционной формы обучения, учитывая возможности интернет-технологий.
Следует сразу оговориться, что обозначенные выше педагогические технологии в дистанционном обучении будут иметь несколько иной вид, чем в очном обучении. Так, разноуровневое обучение, предусматривающее достаточно четкую дифференциацию (уровни А, В, С) в очном обучении, в условиях дистанционного обучения реализуется за счет гипертекстовых технологий. "Портфель ученика" реализуется в виде личных веб-страничек учащихся. Есть определенная специфика и в реализации обучения в сотрудничестве и проектных методов.

Обучение в малых группах

В настоящее время большинство специалистов, занятых в дистанционном обучении, пришли к выводу о целесообразности организации обучения в малых группах не только в системе очного, но и дистанционного обучения. Дискуссия идет лишь по поводу терминологии. Существует принятое во многих странах мира так называемое "обучение в сотрудничестве" (cooperative learning) и параллельно идет разговор о совместных формах обучения (collaborative learning). В переводе на русский язык оба термина означают совместную деятельность учащихся. Первый термин относится к технологии, разработанной в США, первоначально группой педагогов из университета Джона Хопкинса (Р.Славин), университета штата Миннесота (Р.Джонсон и Д Джонсон), группой Дж. Аронсона, Калифорния. Данная технология отличается детальной проработкой, хотя в других странах (Израиле, странах Европы) она имеет несколько иную модификацию, но принципы остаются едиными. Что же касается второго термина, то здесь речь идет вообще о совместной работе в малых группах, не обязательно по принципам обучения в сотрудничестве. Сами педагоги, принимающие активное участие в дискуссии, подчас не могут сформулировать разницу этих двух понятий. Большинство склоняется к тому, что оба термина означают весьма близкие по своей сути технологии.

Одним из принципов обучения в сотрудничестве является принцип "беру ответственность на себя". Видимо, различие в большей мере лежит в этапе использования этой совместной деятельности. Если идет формирование навыка, того или иного интеллектуального умения, то вполне естественно, требуется пошаговая проработка всего задания. В этом случае принципы обучения в сотрудничестве (cooperative learning) могут быть наиболее эффективны. 
Если акцент делается на применении сформированных интеллектуальных умений, соответствующих навыков, использовании поисковой, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, тогда свобода учащихся в принятии решений действительно большая. Именно так с самого начала называли совместную деятельность учащихся над проектом ("collaboration"). Но для того, чтобы эта деятельность была достаточно плодотворной, требуется предварительно технология сотрудничества для отработки необходимых навыков и умений.

Итак, если требуется формирование определенного навыка, учащиеся объединяются в малые группы сотрудничества (по три-четыре человека). При этом соблюдается один из кардинальных принципов обучения в сотрудничестве - разнородность групп (один сильный, один средний и один слабый). Задание дается так же одно, но члены группы имеют возможность самостоятельно распределить роли для выполнения этого задания. Обсуждение в дистанционном обучении ведется либо в режиме форума, либо по электронной почте. Когда единое задание выполнено, все члены группы согласны с его решением, задание отправляется тьютору. Любые вопросы члены группы сначала пытаются решить самостоятельно внутри группы, помогая друг другу. Если возникают сложные ситуации, которые они не могут решить сами, они обращаются к педагогу. Наиболее часто повторяющиеся вопросы размещаются вместе с ответами на Доске объявлений, чтобы любой обучаемый мог, в случае необходимости, получить ответ на возникшее затруднение. 
Обучаемые могут пользоваться информационными источниками по указанным адресам в Интернете. Эти адреса могут располагаться в самом курсе, либо в оперативном порядке на Доске объявлений. Если курс является частью информационно-предметной среды, задача учащихся значительно упрощается, поскольку весь необходимый материал находится, что называется, у них под рукой. Им остается только, пользуясь указателями соответствующих "иконок" на экране монитора, выйти в нужную информационную зону и найти необходимый материал.

Процесс познания начинается с ознакомления с новой проблемой, новой познавательной задачей. Для этого этапа познания используются разные методы и средства обучения. В первом случае учащимся можно предоставить для размышления противоречивые или неизвестные им ранее ситуации, отражающие то или иное явление, предмет познания с разных сторон, и указать на источники информации, где они могут самостоятельно найти материал, знакомящий их с данной проблемой. 
Во втором случае учащимся дистанционной формы обучения предлагается готовый материал в виде лекции, базового текста. В этом случае необходимы дополнительные средства наглядности, чтобы удержать внимание учащихся на должном уровне. 
После ознакомления с новым материалом в соответствии с логикой познания необходимо удостовериться в том, что материал воспринят адекватно. В курсе дистанционного обучения или в электронном учебнике для этого предусматриваются вопросы для самопроверки. Это индивидуальная работа. Свои первые мысли по поводу изученного они могут занести на свою веб-страничку ("Портфель ученика").

Следующий шаг в познании - формирование соответствующих навыков и умений, включая интеллектуальные умения (умения работы с информацией). Здесь требуется не индивидуальная, а групповая работа, работа в сотрудничестве, которая позволяет совместными усилиями преодолевать возникающие трудности, помогать друг другу, обмениваться мыслями, рассуждать, опираясь на полученные знания, факты. Это все принципы обучения в сотрудничестве. В дистанционном обучении эта работа выполняется либо в режиме форума, чата, либо по электронной почте, желательно также в режиме on-line. Задание дается на группу ОДНО, роли распределяются самими учащимися. Выполненное совместно задание отправляется тьютору и оценивается им ОДИНАКОВО для всей группы (это тоже один из принципов обучения в сотрудничестве). Такой подход и формирует чувство ответственности не только за собственную работу, но за работу всех членов группы, всей группы в целом.

Очень важный шаг в познавательной деятельности, в формировании критического мышления - применение полученных знаний для решения конкретной проблемы, желательно проблемы, достаточно значимой для ученика и отражающей реалии окружающего мира. Для этой цели  желательны самостоятельные рассуждения учащихся, а не просто воспроизведение готовых знаний. Важно так построить задания, чтобы в процессе познавательной деятельности, учащиеся могли обмениваться своими мыслями через форум или с помощью Доски объявлений, телеконференции (off-line). Именно здесь, на этом этапе весьма уместно провести телеконференцию в режиме on-line, которая бы объединила всю группу обучаемых для обсуждения общей проблемы, проекта, используя материалы оффлайновой конференции, веб-страничек учащихся. Модератором такой конференции выступает тьютор. Там, где это возможно, уместно будет провести видеоконференцию. Здесь же предусматривается защита проектов, если они были запланированы с демонстрацией выполненного продукта.

Метод проектов

Несколько слов о методе проектов, точнее о телекоммуникационных проектах. В каких случаях уместно использовать телекоммуникационные проекты и какие это могут быть проекты?
Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности, реализуемого в виде некоего совместного продукта. 
Сразу оговоримся, что при работе над проектом используется более свободная групповая деятельность учащихся. Это тоже малые группы, но они могут быть по 4-5 человек. Все члены группы имеют собственную роль (часть работы) в общем проекте, за которую они отвечают перед всей группой. Все решения принимаются на основе компромисса, т.е. согласия всех участников группы. Совместная деятельность учащихся так же структурирована, но свобода принятия решения действительно большая, чем при обучении в сотрудничестве.

Очень важно определиться, какой именно проект планируется к реализации. Для этого необходимо ориентироваться в типологии проектов. Для типологии проектов можно выделить следующие типологические признаки:
•             Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная и пр.
•             Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
•             Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника телекоммуникационного проекта).
•             Характер контактов (среди участников школы города, региона, страны, разных стран мира).
•             Количество участников проекта.
•             Продолжительность проекта.

Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало использования возможностей компьютерной телекоммуникации. Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций? 
Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:
•             предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным явлением;
•             предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события для выявления определенной тенденции или принятия решения;
•             предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного решения;
•             предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи: 
чисто практической или творческой;
•             предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания.

 

Создание и использование дистанционных учебных курсов


Современный курс дистанционного обучения должен строиться на следующих  концептуальных педагогических положениях:

  • В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание).
  • Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности и имел при этом возможность работать в удобное для него время.
  • Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности.
  • Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого ученика и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности. Наиболее удачны в этом отношении обучение в сотрудничестве (для активизации познавательной деятельности каждого ученика в сетях), метод проектов (для творческого интегрированного применения полученных знаний), исследовательские, проблемные методы.
  • Дистанционное обучение предусматривает активное взаимодействие как с преподавателем - координатором курса, так и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны при дистанционном обучении.
  • Система контроля должна носить систематический характер и строиться как на основе оперативной обратной связи (предусмотренной в структуре учебного материала, оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса в любое удобное для обучаемого время), так и отсроченного контроля (например, при тестировании).

Успешное создание и использование дистанционных учебных курсов должно начинаться с глубокого анализа целей обучения, дидактических возможностей новых технологий передачи учебной информации, требований к технологиям дистанционного обучения с точки зрения обучения конкретным дисциплинам, корректировки критериев обученности. При планировании и разработке дистанционных учебных курсов необходимо принимать во внимание, что основные три компоненты деятельности педагога, а именно изложение учебного материала, практика, обратная связь, сохраняют свое значение и в курсах ДО. Проблемой создания дистанционного обучения на данном этапе является создание концептуально нового методического материала, основанного на поэтапном восприятии информации и полном контроле знаний учащегося. Педагоги и методисты должны перестроить свои лекции и учебные пособия, принимая во внимание особенности нового метода обучения.

 

Можно выделить ряд характеристик, присущих дистанционному курсу, если он претендует быть эффективным:

  • тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкая постановка задач и целей обучения, доставка необходимых учебных материалов;
  • максимально возможная интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратная связь между обучаемым и учебным материалом, предоставление возможности группового обучения;

 

  • наличие эффективной и оперативной обратной связи, позволяющей ученику, студенту получать информацию о правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию;
  • постоянное поддержание мотивации учащегося;

 

  • необходимость учитывать особенности технологической базы, на которой планируется использовать тот или иной курс при определении содержания и структурировании всего учебного материала.

В любом случае, какие бы курсы дистанционного обучения не разрабатывались, объективно возникает необходимость предусмотреть инвариантные компоненты. В качестве таковых можно назвать следующие:

  • Общие сведения о курсе, его назначение, цели, задачи, содержание (структура), условия приема в группы обучения, итоговые документы. Эти сведения полностью открыты на сервере для ознакомления.
  • Справочные материалы (в виде баз данных) по предметной области курса.
  • Блоки анкет (отдельным файлом), позволяющие установить контакт с пользователями, получить необходимые сведения и обработать их.
  • Собственно обучающий курс, структурированный по более или менее автономным модулям.
  • Блок заданий, направленных на усвоение материала и проверку его понимания, осмысления.
  • Блок творческих заданий, направленных на самостоятельное применение усвоенных знаний, умений, навыков в решении конкретных проблем.

Важнейшей проблемой организации дистанционного обучения является подготовка преподавателей - координаторов таких курсов. В настоящее время ни один педагогический вуз не имеет в своих программах подготовки специалистов подобного рода. Вместе с тем, от профессионализма таких педагогов во многом зависит успех самого процесса дистанционного обучения. Следовательно, концепция дистанционного обучения должна обязательно включать в себя необходимость подготовки специалистов именно этого профиля.

Примеры организации онлайн-курсов можно увидеть здесь:
http://rish.ru/
http://www.youtube.com/watch?v=GxiUR-JMrT0


По материалам: http://distanceeducation.narod.ru 

Просмотров: 1092 | Добавил: uimcvolsk | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
1 Марина Ивановна  
0
Коллеги!
Дистанционное обучение сулит много благ в части организации обучения, например, иностранному языку, когда общение на бытовом уровне позволяет сделать этот предмет актуальным. Можно организовать и обсуждение решения наиболее трудных задач, например, по предметам естественно-научного цикла. Но для этого необходимо, чтобы дети, ради которых мы организуем это обучение, были весьма и весьма увлечены данной темой. Настолько сильно, что даже дома, вопреки соблазнам современного мира, не оставлял намерения изучать выбранный предмет.
Мне представляется, что данная задача в общем случае неподъемна в масштабах отдельно взятой школы, при условии, что она не является специализированной.
А вот организация некоего нового обучения, новым технологиям, новым подходам...при условии озарения у самого педагога, его бесспорном "горении", как и в прежние времена, способна вызвать интерес и у учащихся, и у их родителей...
Но как начать?
С себя?
С изучения нормативки?
С изменения своего мировоззрения?
Где взять пример, основу?
Как самому стать этой основой?
Здесь, наверное, кроется главное...

2 Татьяна Петровна  
0
Мне представляется, что главная проблема внедрения дистанционного обучения состоит в том, что к обучающемуся предъявляются очень высокие требования в части его осознанного желания учиться, к его целеустремленности. Но ведь часто у детей нет той усидчивости, которую мы от него ожидаем. Они просто дети, которые хотят играть.
Даже замечательно продуманные игры, содержащие образовательную составляющую, проигрывают перед экшн-играми. Даже мы сами понимая очевидную пользу шахмат много чаще играем в сапера или раскладываем пасьянс, или нечто подобное.
Переломить себя невозможно.
Нужно либо внутренне озарение, либо тот, кто поведет на веревочке...

3 antsev  
0
Добрый день.
Я Севостьянова Антонина Владимировна - учитель информатики МОУ «СОШ № 11 г. Вольска», в нашей школе создан дистанционный центр для обучения детей инвалидов. На базе нашего центра учатся 8 детей. Дети-инвалиды, а также больные дети, которые не могут ходить в обычную школу в силу ограничений по состоянию здоровья, часто лишены возможности получить качественное образование. Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины. При дистанционном обучении учитель ведет за руку каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.
В работе были различные сложности: нужно продумать расписание индивидуально для каждого ребенка, у нас дистанционные уроки идут после 12.00. В работе с детьми нам очень помогает специальная оболочка iclass.home-edu.ru, в ней представлены разработки уроков, видео, лекции.

4 Ирина  
0
Антонина Владимировна, подскажите, пожалуйста, является ли среда iclass, в которой Вы работаете, бесплатной? Или ее оплатила школа? И еще. Позволяет ли данная среда работать с несколькими обучающимися одновременно? Или только один на один? Если "один-на-один", то как найти столько времени, чтобы построить обучение с большим количеством ребят?
Что для Вас было самым сложным в самом начале?
Спасибо заранее за ответ.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]