« Ноябрь 2012 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
21:13 Вопросы дистанционного образования в школе |
Нам представляется интересным рассмотреть ряд педагогических технологий, отобранный Е.С. Полат из разнообразных методов, форм обучения, разработанных и испытанных мировой педагогической практикой. Стоит отметить, что их совокупность составляет определенную дидактическую систему, которая отражает личностно-ориентированный подход к обучению, позволяет достаточно успешно формировать критическое и творческое мышление, а также позволяет формировать столь необходимые для современного образования умения работать с информацией. Сюда относятся:
Обратимся к особенностям их применения в условиях дистанционной формы обучения, учитывая возможности интернет-технологий. Обучение в малых группахВ настоящее время большинство специалистов, занятых в дистанционном обучении, пришли к выводу о целесообразности организации обучения в малых группах не только в системе очного, но и дистанционного обучения. Дискуссия идет лишь по поводу терминологии. Существует принятое во многих странах мира так называемое "обучение в сотрудничестве" (cooperative learning) и параллельно идет разговор о совместных формах обучения (collaborative learning). В переводе на русский язык оба термина означают совместную деятельность учащихся. Первый термин относится к технологии, разработанной в США, первоначально группой педагогов из университета Джона Хопкинса (Р.Славин), университета штата Миннесота (Р.Джонсон и Д Джонсон), группой Дж. Аронсона, Калифорния. Данная технология отличается детальной проработкой, хотя в других странах (Израиле, странах Европы) она имеет несколько иную модификацию, но принципы остаются едиными. Что же касается второго термина, то здесь речь идет вообще о совместной работе в малых группах, не обязательно по принципам обучения в сотрудничестве. Сами педагоги, принимающие активное участие в дискуссии, подчас не могут сформулировать разницу этих двух понятий. Большинство склоняется к тому, что оба термина означают весьма близкие по своей сути технологии. Одним из принципов обучения в сотрудничестве является принцип "беру ответственность на себя". Видимо, различие в большей мере лежит в этапе использования этой совместной деятельности. Если идет формирование навыка, того или иного интеллектуального умения, то вполне естественно, требуется пошаговая проработка всего задания. В этом случае принципы обучения в сотрудничестве (cooperative learning) могут быть наиболее эффективны. Итак, если требуется формирование определенного навыка, учащиеся объединяются в малые группы сотрудничества (по три-четыре человека). При этом соблюдается один из кардинальных принципов обучения в сотрудничестве - разнородность групп (один сильный, один средний и один слабый). Задание дается так же одно, но члены группы имеют возможность самостоятельно распределить роли для выполнения этого задания. Обсуждение в дистанционном обучении ведется либо в режиме форума, либо по электронной почте. Когда единое задание выполнено, все члены группы согласны с его решением, задание отправляется тьютору. Любые вопросы члены группы сначала пытаются решить самостоятельно внутри группы, помогая друг другу. Если возникают сложные ситуации, которые они не могут решить сами, они обращаются к педагогу. Наиболее часто повторяющиеся вопросы размещаются вместе с ответами на Доске объявлений, чтобы любой обучаемый мог, в случае необходимости, получить ответ на возникшее затруднение. Процесс познания начинается с ознакомления с новой проблемой, новой познавательной задачей. Для этого этапа познания используются разные методы и средства обучения. В первом случае учащимся можно предоставить для размышления противоречивые или неизвестные им ранее ситуации, отражающие то или иное явление, предмет познания с разных сторон, и указать на источники информации, где они могут самостоятельно найти материал, знакомящий их с данной проблемой. Следующий шаг в познании - формирование соответствующих навыков и умений, включая интеллектуальные умения (умения работы с информацией). Здесь требуется не индивидуальная, а групповая работа, работа в сотрудничестве, которая позволяет совместными усилиями преодолевать возникающие трудности, помогать друг другу, обмениваться мыслями, рассуждать, опираясь на полученные знания, факты. Это все принципы обучения в сотрудничестве. В дистанционном обучении эта работа выполняется либо в режиме форума, чата, либо по электронной почте, желательно также в режиме on-line. Задание дается на группу ОДНО, роли распределяются самими учащимися. Выполненное совместно задание отправляется тьютору и оценивается им ОДИНАКОВО для всей группы (это тоже один из принципов обучения в сотрудничестве). Такой подход и формирует чувство ответственности не только за собственную работу, но за работу всех членов группы, всей группы в целом. Очень важный шаг в познавательной деятельности, в формировании критического мышления - применение полученных знаний для решения конкретной проблемы, желательно проблемы, достаточно значимой для ученика и отражающей реалии окружающего мира. Для этой цели желательны самостоятельные рассуждения учащихся, а не просто воспроизведение готовых знаний. Важно так построить задания, чтобы в процессе познавательной деятельности, учащиеся могли обмениваться своими мыслями через форум или с помощью Доски объявлений, телеконференции (off-line). Именно здесь, на этом этапе весьма уместно провести телеконференцию в режиме on-line, которая бы объединила всю группу обучаемых для обсуждения общей проблемы, проекта, используя материалы оффлайновой конференции, веб-страничек учащихся. Модератором такой конференции выступает тьютор. Там, где это возможно, уместно будет провести видеоконференцию. Здесь же предусматривается защита проектов, если они были запланированы с демонстрацией выполненного продукта. Метод проектовНесколько слов о методе проектов, точнее о телекоммуникационных проектах. В каких случаях уместно использовать телекоммуникационные проекты и какие это могут быть проекты? Очень важно определиться, какой именно проект планируется к реализации. Для этого необходимо ориентироваться в типологии проектов. Для типологии проектов можно выделить следующие типологические признаки: Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало использования возможностей компьютерной телекоммуникации. Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций?
Создание и использование дистанционных учебных курсов
Успешное создание и использование дистанционных учебных курсов должно начинаться с глубокого анализа целей обучения, дидактических возможностей новых технологий передачи учебной информации, требований к технологиям дистанционного обучения с точки зрения обучения конкретным дисциплинам, корректировки критериев обученности. При планировании и разработке дистанционных учебных курсов необходимо принимать во внимание, что основные три компоненты деятельности педагога, а именно изложение учебного материала, практика, обратная связь, сохраняют свое значение и в курсах ДО. Проблемой создания дистанционного обучения на данном этапе является создание концептуально нового методического материала, основанного на поэтапном восприятии информации и полном контроле знаний учащегося. Педагоги и методисты должны перестроить свои лекции и учебные пособия, принимая во внимание особенности нового метода обучения.
Можно выделить ряд характеристик, присущих дистанционному курсу, если он претендует быть эффективным:
В любом случае, какие бы курсы дистанционного обучения не разрабатывались, объективно возникает необходимость предусмотреть инвариантные компоненты. В качестве таковых можно назвать следующие:
Важнейшей проблемой организации дистанционного обучения является подготовка преподавателей - координаторов таких курсов. В настоящее время ни один педагогический вуз не имеет в своих программах подготовки специалистов подобного рода. Вместе с тем, от профессионализма таких педагогов во многом зависит успех самого процесса дистанционного обучения. Следовательно, концепция дистанционного обучения должна обязательно включать в себя необходимость подготовки специалистов именно этого профиля. Примеры организации онлайн-курсов можно увидеть здесь: По материалам: http://distanceeducation.narod.ru |
|
Всего комментариев: 4 | |||||
| |||||