Главная » 2013 » Май » 7 » Психолого-педагогическое сопровождение инновационных процессов в образовательных учреждениях
12:08
Психолого-педагогическое сопровождение инновационных процессов в образовательных учреждениях
Уважаемые педагоги, на данной странице вы сможете обсудить все интересующие вас вопросы психолого-педагогического сопровождения инновационных процессов в образовательных учреждениях.
Психологическая служба образовательного учреждения не может быть в стороне от инновационных технологий в педагогическом процессе. Но в современных условиях в рамках инновационной деятельности образовательного учреждений сместились акценты работы психолога. Для данного направления нужна такая модель психологической службы, при которой основной точкой приложения сил психолога являлись бы не дети, а взрослые, прежде всего педагоги, обучающие и воспитывающие их. (В школе мало одного психолога!) В рамках инновационной деятельности образовательного учреждения задача психологической службы заключается в сопровождении педагога. Под психологическим сопровождением понимает систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, направленных на создание оптимальных условий. Развитие готовности к инновационной деятельности, без которых невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни, – это и есть подлинная задача практического психолога образовательного учреждения в его работе. Педагогу в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов. В нашей школе инновационная работа ведётся по следующим направлениям:
дистанционное обучение детей-инвалидов
апробация ФГОС ООО и НОО
Инновационные механизмы развития образования включают:
создание творческой атмосферы в различных образовательных учреждениях, мотивацию интереса в педагогическом сообществе к новшествам;
создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;
инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;
интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих образовательных проектов.
Задачи психологической службы при сопровождении инноваций в образовательном учреждении:
задача управления инновационными социально-психологическими рисками (преодоление инновационных барьеров, развитие инновационного потенциала педагогических коллективов, управленческое консультирование руководителей инновационных ОУ);
задача психологической экспертизы инновационных проектов, программ, технологий, дидактических средств на предмет их психологической безопасности и целесообразности;
задачи активного участия в подготовке инновационных проектов различного масштаба и в проектировании индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию примерный план психолого-педагогического сопровождения ФГОС 1-2 классов педагога-психолога школы на 2012-2013 учебный годЦель: психолого-педагогическоесопровождения обучающихся 1-2 классов: повышение эффективности образовательного процесса.Таблица 1 графа Класс 2 графа Направления деятельности 3 графа УУД 4 графа Срок проведения 5 графа Предполагаемый результат 6 графа Ответственный1 класс Психолого-педагогическая диагностика1. Психодиагностика УШГ (уровня школьной готовности) поступающих в 1-е классы (Е. Екжанова) Личностные ПознавательныеРегулятивные Коммуникативные Май-Сентябрь Минимизация школьных рисков, формированиеблагоприятного адаптационного фона Педагог-психолог2. Диагностика развития произвольности по методике Д.Б. Эльконина «Графический диктант» Регулятивные (самоконтроль) Сентябрь - октябрь Выявление умения слушать, понимать ичетко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, применять образец Педагог-психолог3. Методика экспресс - диагностикиинтеллектуальных способностей дошкольников МЭДИС. Познавательные (осведомленность) Сентябрь - октябрь Ориентировочное обследование уровняинтеллектуального развития детей 6 - 7 лет. Педагог-психолог4. Выявление уровня сформированностивнутренней позиции школьника, мотивации учения по методике Т.А Нежновой, Н.И. Гуткиной, Д.Б. Эльконина «Беседа о школе» (Проводится при исследовании УШГ). Личностные (внутренняя позиция школьника,самоопределение) Сентябрь - октябрь Выявление уровня сформированностивнутренней позиции школьника, мотивации учения Педагог-психолог5. Изучение сформированностикооперации, взаимодействия по методике Цукерман Г.А. «Рукавички» Коммуникативные (кооперация) Октябрь-Ноябрь Выявление уровня сформированностидействий по согласованию усилий в процессе осуществления сотрудничества Педагог-психолог7. Изучение периода адаптацииобучающихся по методике Александровой в 1-х классах (Приложение №10.1. и 10.2.) Познавательные РегулятивныеКоммуникативные I этап Октябрь-ноябрьII этап Апрель- май Создание условий для успешнойадаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков Педагог-психолог Консультационнаяи просветительская работа1. Проведение индивидуальных игрупповых консультаций родителей будущих первоклассников. По запросу Апрель-июнь Педагог-психолог Групповыеи индивидуальные консультации с педагогами Тренингдля классных руководителей вновь сформированных классов «Первый раз в новый класс» Сентябрь Повышение готовности педагогов к работе в новом детскомколлективе Педагог-психолог Коррекционно-развивающаяработаКоррекционно-развивающиезанятия с обучающимися, испытывающими временные трудности периода адаптацииЛичностные КоммуникативныеРегулятивные Познавательные Сентябрь - апрель Снизитьв период адаптации тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны. Педагог-психолог Аналитическаяработа I этап Ноябрь (по результатам адаптации)II этап май (по результатам адаптации) Анализусловий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении Педагог-психолог 2 класс Психолого-педагогическая диагностика Выявлениемотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности (Опросник мотивации) Смыслообразование, направленное наустановление смысла учебной деятельности для школьника. Октябрь Установление мотивационных предпочтений обучающихся вучебной деятельности, планирование коррекционного маршрута Педагог-психолог Коррекционно-развивающаяработаЗанятия из курса психологии дляучащихся начальной школы «Психологическая азбука» Аржакаева Т.А., Вачков И.В., 2-я часть Личностные КоммуникативныеРегулятивные Познавательные Ноябрь - февраль Развитие самосознания и рефлексивныхспособностей Педагог-психолог Консультационнаяи просветительская работа Выступление на родительских собраниях Сентябрь-май Педагог-психолог Аналитическая работа Апрель (по результатам сформированности УУД) Анализсформированности УУД и преодоление рисков в дальнейшем обучении Педагог-психолог
Введение новых ФГОС ООО и связанные сними изменения в системе школьного образования определяют ряд новых функций психологической службы образовательного учреждения. Прежде всего, это касается включения в качестве результатов образования универсальных учебных действий. Необходимость измерения метапредметных и личностных компетенций требует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога. Профессиональная деятельность психолога с введением ФГОС ООО направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия, т.е. на создание системы психологического сопровождения. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Психологической службой УИМЦ в рамках ПДС «Психолого-педагогическое сопровождение ФГОСООО» были проведены следующие семинары: - «Организация психолого-педагогического сопровождения в условиях ФГОС (20.09.2012г., присутствовало 24 чел.). - «Составление программ мониторинговых исследований по формированию УУД, личностных результатов» (15.11.2012г., присутствовало 17 чел.). - «Профилактика школьной неуспешности и психологическая поддержка учащихся»(19.02.2013г., присутствовало 22 чел.). - «Позитивная педагогика. Безопасность образовательной среды» (17.04.2013г., присутствовало 23чел.). Педагоги-психологи ОУ проводят диагностику личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД, которые раскрывают индивидуальные способности и внутреннюю позицию школьников, изучают интеллект, самооценку, произвольность саморегуляции.
Уважаемые педагоги-психологи! - Какова роль школьного психолога в решении образовательных задач при введении ФГОС ООО? - Какие основные задачи Вы решаете в ОУ в условиях введения ФГОС ООО? - Какими диагностическими методиками для изучения сформированности УУД используете в своей работе? -Какие из проведённых мероприятий Вам показались наиболее интересными и продуктивными? Почему? -Что у Вас вызывает затруднения?
Добрый день, уважаемые коллеги! Основная деятельность ребенка или подростка в школе — это учеба, поэтому посещение уроков и наблюдение за детьми в их основной деятельности дает богатый материал для психолога. В предлагаемых нами листах наблюдений выделяются такие опорные пункты психологического анализа: психологическая цель урока, его стиль, организация познавательной деятельности учащихся, учет их возрастных особенностей. Педагог, в известном смысле, может и должен являться «заказчиком» по отношению к психологам, формулируя запрос, как обучать конкретного ребенка с определенной проблемой. Психолог, в свою очередь, помогает определить, какие проблемы можно решить средствами только обучения, а какие требуют специфической коррекционной работы. Причем педагога необходимо вооружить стратегией работы, чтобы тактические вопросы он мог решать самостоятельно. Листы наблюдений составлялись с целью изучения формирования учителем УУД при проведении современного урока; исследование динамики развития УУД в работе учителя. Особенно актуальным становится предлагаемый диагностический инструментарий в условиях реализации ФГОС. Психологический анализ современного урока позволяет, на мой взгляд, развивать у педагогов мотивацию к применению психологических знаний в практике профессиональной деятельности; развивать внутренние резервы; проводить исследования индивидуальных особенностей учащихся, педагогических способностей учителя. Психолог делится результатами – какие методы и формы урока были наиболее эффективны для решения поставленных педагогом задач, какие методы не помогли достигнуть высоких результатов, как это связано с индивидуальными особенностями учащихся, со спецификой классного коллектива. Психолог формулирует рекомендации по оптимизации учебно-воспитательного процесса в данном классе (с учетом запроса педагога); рекомендации для администрации по развитию профессионального мастерства педагогов.
Советы психолога педагогам· Вся работа учителя должна исходить из принципа «не навреди» и бытьнаправленной на сохранение здоровья детей. · Правильно выбранная дистанция между учителем и конкретно взятым учеником.· Правильное размещение учителя в классе во время разнообразных формработы.· Мимика и жестикуляция.· Лицевая экспрессия педагога, как средство выражения эмоциональныхсостояний личности.· Прямой и открытый взгляд, располагающий к доверию и контакту.· Жесты, участвующие в коммуникационных процессах вместо вербальныхсредств.· Контроль учителя за своими непроизвольными жестами и мимикой.· Умелое владение голосом и речью. Паралингвистические особенности.Тактика изменения громкости.· Интонация и её изменение. Выразительность речи.· Темпоральные характеристики речи. Лучший темп для учителя – 250 слоговв минуту. Но! Иногда, для лучшего восприятия речи учителя ребенком переходить на темп ученика. · Разборчивость и четкость речи. Плавность, паузы. Отсутствие эмбол(«сорных» слов).· Поощрительные оценки, стимулирующие активность ученика.· Чувство юмора.· Чувство такта.· «Знание» тревожных и робких учеников; экзальтированных и возбудимых.· Чувство времени.· Знание репрезентативной системы ученика.· Знание «костюмологии» (психофизиологии цвета, рисунка, деталей).· Интерьер класса (цвет, освещенность и пр.).· Умение слушать ученика.· Умение вести беседу.· Отсутствие нравоучений.· Отсутствие педагогических предубеждений.· Индивидуализация обучения. С уважением Степанцова Е.А.
Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов.
Учитель отмечает успехи ребенка в сравнении с его прошлыми результатами.
Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала.
Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия.
Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.
Учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания, конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет.
Учитель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей – «чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока».
Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации.
Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности.
Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации – и обучает детей применению обобщенных способов действий.
Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности
Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.
Учитель находит способ увлечь детей знаниями.
Учитель считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия.
Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.
Учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка – это нормально – главное – уметь учиться на ошибках.
Учитель помогает ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.
Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
Учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что –то делать.
Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости.
Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд.
Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.
Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде.
Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.
Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.
Учитель строит урок в деятельностной парадигме, опираясь на структуру формирования умственных действий П. Гальперина.
Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ.
Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций.
Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
Учитель учит детей планировать свой досуг.
Учитель организует конструктивную совместную деятельность.
Любыедействия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других.Развитиевнутренней мотивации – этодвижение вверх.Задачи,которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКА НЕОБХОДИМО: Создать атмосферууспеха. Помогать ребёнкуучиться легко. Помогать обретатьуверенность в своих силах и способностях. Не скупиться напоощрения и похвалу. Стань творцом и тогдакаждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.
—Здравствуйте, уважаемые коллеги! В условиях введения ФГОС обновляется роль школьного психолога, деятельность его становится более значимой. Для того, чтобы переходить к новым образовательным стандартам нужны психологи. Прежде чем говорить о желательном количестве специалистов, необходимо создать условия для того, чтобы в каждой школе был хотя бы один психолог, и оборудованный кабинет, а это в нашем регионе, к сожалению, пока не сделано. В некоторых школах психолог совмещает работу педагога-психолога и социального педагога. Что, не дает в полном объеме заниматься всей «вариативности форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза),в полном объёме. Идеальный вариант-минимум – это два психолога: один работает в начальной школе, а второй в основной школе.
Полностью согласна, одного психолога на такой объём работы не достаточно. Но ведь психолого-педагогическое сопровождение осуществляет не только психолог.
Добрый вечер, коллеги.Согласна, что одного психолога в школе недостаточно,не смотря на то, что данной работой занимаются многие педагоги в школе, да и не только.Большой груз ответственности , систематической кропотливой работы требуется сегодня от психологов в образовательном учреждении.Хорошо бы разделить обязанности: кто - то занимался бы диагностикой и просвещением, а другой бы коррекционной работой
Уважаемые педагоги-психологи! Я с вами полностью согласна, что сегодня педагогу-психологу ОУ , также как и учителям работать сложно, но по штатному расписанию ОУ положена только 1 ставка психолога. С уважением, Т.В.Талалихина.