Суббота, 04.05.2024, 08:26
Главная Мой профиль Выход RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Главная » 2013 » Май » 7 » Психолого-педагогическое сопровождение инновационных процессов в образовательных учреждениях
12:08
Психолого-педагогическое сопровождение инновационных процессов в образовательных учреждениях
Уважаемые педагоги, на данной странице вы сможете обсудить все интересующие вас вопросы психолого-педагогического сопровождения инновационных процессов в образовательных учреждениях.
Просмотров: 1917 | Добавил: zaharovaav | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 171 2 »
1 Екатерина Анатольевна  
0
Здравствуйте.

2 критик  
0
Психологическая служба образовательного учреждения не может быть в стороне от инновационных технологий в педагогическом процессе. Но в современных условиях в рамках инновационной деятельности образовательного учреждений  сместились акценты работы психолога. Для данного направления нужна такая модель психологической службы, при которой основной точкой приложения сил психолога являлись бы не дети, а взрослые, прежде всего педагоги, обучающие и воспитывающие их. (В школе мало одного психолога!) В рамках инновационной деятельности образовательного учреждения задача психологической службы заключается в сопровождении педагога. 
Под психологическим сопровождением понимает систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, направленных на создание оптимальных условий. Развитие готовности к инновационной деятельности, без которых невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни, – это и есть подлинная задача практического психолога образовательного учреждения в его работе. Педагогу в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов. 
В нашей школе инновационная работа ведётся по следующим направлениям:
  • дистанционное обучение детей-инвалидов
  • апробация ФГОС ООО и НОО

Инновационные механизмы развития образования включают:
  • создание творческой атмосферы в различных образовательных учреждениях, мотивацию интереса в педагогическом сообществе к новшествам;
  • создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;
  • инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;
  • интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих образовательных проектов.





Задачи психологической службы при сопровождении инноваций в образовательном учреждении:
  • задача управления инновационными социально-психологическими рисками (преодоление инновационных барьеров, развитие инновационного потенциала педагогических коллективов, управленческое консультирование руководителей инновационных ОУ);
  • задача психологической экспертизы инновационных проектов, программ, технологий, дидактических средств на предмет их психологической безопасности и целесообразности;
  • задачи  активного участия в подготовке инновационных проектов различного масштаба и в проектировании индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.





9 Васильева  
0
Здравствуйте, уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию примерный план психолого-педагогического
сопровождения ФГОС 1-2 классов педагога-психолога школы на 2012-2013 учебный
годЦель: психолого-педагогическоесопровождения обучающихся 1-2 классов: повышение эффективности образовательного
процесса.Таблица 1 графа Класс            2 графа Направления деятельности          3 графа УУД  4 графа Срок проведения    5 графа Предполагаемый результат          6 графа Ответственный1 класс           Психолого-педагогическая диагностика1. Психодиагностика УШГ (уровня школьной готовности) поступающих в  1-е классы (Е. Екжанова)          Личностные ПознавательныеРегулятивные Коммуникативные        Май-Сентябрь           Минимизация школьных рисков, формированиеблагоприятного адаптационного фона  Педагог-психолог2. Диагностика развития произвольности по методике Д.Б. Эльконина
«Графический диктант» Регулятивные (самоконтроль)       Сентябрь - октябрь   Выявление умения слушать, понимать ичетко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом,
применять образец        Педагог-психолог3. Методика экспресс - диагностикиинтеллектуальных способностей дошкольников МЭДИС. Познавательные (осведомленность)         Сентябрь - октябрь   Ориентировочное обследование уровняинтеллектуального развития детей 6 - 7 лет.        Педагог-психолог4. Выявление уровня сформированностивнутренней позиции школьника, мотивации учения по методике Т.А Нежновой, Н.И.
Гуткиной, Д.Б. Эльконина «Беседа о школе» (Проводится при исследовании УШГ).            Личностные  (внутренняя позиция школьника,самоопределение)     Сентябрь - октябрь   Выявление уровня сформированностивнутренней позиции школьника, мотивации учения       Педагог-психолог5. Изучение сформированностикооперации, взаимодействия по методике Цукерман Г.А. «Рукавички»             Коммуникативные (кооперация)   Октябрь-Ноябрь       Выявление уровня сформированностидействий по согласованию усилий в процессе осуществления сотрудничества        Педагог-психолог7. Изучение периода адаптацииобучающихся по методике Александровой в 1-х классах (Приложение №10.1. и 10.2.)          Познавательные РегулятивныеКоммуникативные       I этап  Октябрь-ноябрьII этап  Апрель- май  Создание условий для успешнойадаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков            Педагог-психолог            Консультационнаяи просветительская работа1. Проведение индивидуальных игрупповых консультаций родителей будущих первоклассников.                  По запросу Апрель-июнь               Педагог-психолог            Групповыеи индивидуальные консультации с педагогами            Тренингдля классных руководителей вновь сформированных классов «Первый раз в новый
класс»                        Сентябрь        Повышение готовности педагогов к работе в новом детскомколлективе     Педагог-психолог            Коррекционно-развивающаяработаКоррекционно-развивающиезанятия  с   обучающимися, испытывающими временные
трудности периода адаптацииЛичностные КоммуникативныеРегулятивные Познавательные        Сентябрь - апрель            Снизитьв период адаптации тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих,
оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны.  Педагог-психолог            Аналитическаяработа                    I этап  Ноябрь (по результатам  адаптации)II этап  май (по результатам  адаптации) Анализусловий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в
дальнейшем обучении          Педагог-психолог 2 класс           Психолого-педагогическая диагностика            Выявлениемотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности (Опросник
мотивации)   Смыслообразование, направленное наустановление смысла учебной деятельности для школьника.      Октябрь         Установление мотивационных предпочтений обучающихся вучебной деятельности, планирование коррекционного маршрута           Педагог-психолог            Коррекционно-развивающаяработаЗанятия из курса психологии дляучащихся начальной школы «Психологическая азбука» Аржакаева Т.А., Вачков И.В.,
2-я часть         Личностные КоммуникативныеРегулятивные Познавательные        Ноябрь - февраль      Развитие самосознания и рефлексивныхспособностей            Педагог-психолог            Консультационнаяи просветительская работа            Выступление  на родительских собраниях                      Сентябрь-май                       Педагог-психолог Аналитическая работа                    Апрель (по результатам  сформированности УУД)            Анализсформированности УУД  и преодоление
рисков в дальнейшем обучении  Педагог-психолог

3 psiholog  
0
Введение новых ФГОС ООО и связанные сними изменения в системе школьного образования определяют ряд новых функций психологической службы  образовательного учреждения. Прежде всего, это касается включения в качестве  результатов образования универсальных учебных действий. Необходимость измерения метапредметных и личностных компетенций
требует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и  измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности  школьного  психолога.
Профессиональная деятельность психолога с введением ФГОС ООО направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия, т.е. на создание системы психологического сопровождения. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Психологической службой УИМЦ  в рамках ПДС  «Психолого-педагогическое сопровождение ФГОСООО» были проведены следующие семинары:
- «Организация психолого-педагогического сопровождения в условиях ФГОС (20.09.2012г.,
присутствовало 24 чел.).
- «Составление программ мониторинговых исследований по формированию УУД, личностных результатов» (15.11.2012г.,
присутствовало 17 чел.).
- «Профилактика школьной неуспешности  и психологическая поддержка учащихся»(19.02.2013г., присутствовало 22 чел.).
- «Позитивная педагогика. Безопасность образовательной среды»              (17.04.2013г., присутствовало 23чел.).
Педагоги-психологи ОУ проводят диагностику личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных УУД, которые раскрывают индивидуальные способности и внутреннюю
позицию школьников, изучают интеллект, самооценку, произвольность
саморегуляции.

Уважаемые педагоги-психологи!
- Какова роль школьного психолога в решении образовательных задач при введении ФГОС ООО?
- Какие  основные задачи Вы решаете в ОУ в условиях введения ФГОС ООО?
- Какими диагностическими методиками для изучения сформированности УУД  используете в своей работе?
-Какие из проведённых мероприятий Вам показались наиболее интересными и
продуктивными? Почему?
-Что у Вас вызывает затруднения?

4 критик  
0
Добрый день, уважаемые коллеги!
 Основная деятельность ребенка или подростка в школе — это учеба, поэтому посещение уроков и наблюдение за детьми в их основной деятельности дает богатый материал для психолога. В предлагаемых нами листах наблюдений  выделяются такие опорные пункты психологического анализа: психологическая цель урока, его стиль, организация познавательной деятельности учащихся, учет их возрастных особенностей. Педагог, в известном смысле, может и должен являться «заказчиком» по отношению к психологам, формулируя запрос, как обучать конкретного ребенка с определенной проблемой. Психолог, в свою очередь, помогает определить, какие проблемы можно решить средствами только обучения, а какие требуют специфической коррекционной работы. Причем педагога необходимо вооружить стратегией работы, чтобы тактические вопросы он мог решать самостоятельно.
Листы наблюдений составлялись с целью изучения формирования учителем УУД при проведении современного урока; исследование динамики развития УУД в работе учителя. Особенно актуальным становится предлагаемый диагностический инструментарий в условиях реализации ФГОС.
 Психологический анализ современного урока позволяет, на  мой  взгляд, развивать у педагогов мотивацию к применению психологических знаний в практике профессиональной деятельности; развивать внутренние резервы; проводить исследования индивидуальных особенностей учащихся, педагогических способностей учителя.
Психолог делится результатами – какие методы и формы урока были наиболее эффективны для решения поставленных педагогом задач, какие методы не помогли достигнуть высоких результатов, как это связано с индивидуальными особенностями учащихся, со спецификой классного коллектива. Психолог формулирует рекомендации по оптимизации учебно-воспитательного процесса в данном классе (с учетом запроса педагога); рекомендации для администрации по развитию профессионального мастерства педагогов.

5 критик  
0
Советы психолога педагогам·      Вся работа учителя должна исходить из принципа «не навреди» и бытьнаправленной на сохранение здоровья детей. 
·      Правильно выбранная дистанция между учителем и конкретно взятым учеником.·      Правильное размещение учителя в классе во время разнообразных формработы.·      Мимика и жестикуляция.·      Лицевая экспрессия педагога, как средство выражения эмоциональныхсостояний личности.·      Прямой и открытый взгляд, располагающий к доверию и контакту.·      Жесты, участвующие в коммуникационных процессах вместо вербальныхсредств.·      Контроль учителя за своими непроизвольными жестами и мимикой.·      Умелое владение голосом и речью. Паралингвистические особенности.Тактика изменения громкости.·      Интонация и её изменение. Выразительность речи.·      Темпоральные характеристики речи. Лучший темп для учителя – 250 слоговв минуту. Но! Иногда, для лучшего восприятия речи учителя ребенком переходить
на темп ученика. ·      Разборчивость и четкость речи. Плавность, паузы. Отсутствие эмбол(«сорных» слов).·      Поощрительные оценки, стимулирующие активность ученика.·      Чувство юмора.·      Чувство такта.·      «Знание» тревожных и робких учеников; экзальтированных и возбудимых.·      Чувство времени.·      Знание репрезентативной системы ученика.·      Знание «костюмологии» (психофизиологии цвета, рисунка, деталей).·      Интерьер класса (цвет, освещенность и пр.).·      Умение слушать ученика.·      Умение вести беседу.·      Отсутствие нравоучений.·      Отсутствие педагогических предубеждений.· Индивидуализация обучения.
      С уважением Степанцова Е.А.

6 критик  
0
Способы формирования УУД

  • Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные
    развивающие задания, постановки вопросов.

  • Учитель отмечает успехи ребенка в сравнении с его прошлыми результатами.
  • Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала.
  • Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в
    групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам
    конструктивного взаимодействия.

  • Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку,
    дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения
    задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или
    иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно
    выбирать критерии для оценки.

  • Учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце
    выполнения задания, конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему
    дети научились, что получилось, а что нет.

  • Учитель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей – «чтобы чего-то добиться, цель должен знать
    каждый участник урока».

  • Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению
    плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска
    информации.

  • Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов
    познавательной деятельности.

  • Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации – и обучает детей применению
    обобщенных способов действий.

  • Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности
  • Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.
  • Учитель находит способ увлечь детей знаниями.
  • Учитель считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия.
  • Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к
    организации мероприятий и поощряя инициативы детей.

  • Учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка – это нормально – главное – уметь
    учиться на ошибках.

  • Учитель помогает ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая
    ситуацию успеха.

  • Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
  • Учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что –то делать.
  • Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере
    убедиться в их важности и значимости.

  • Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения,
    уважения мнения других.

  • Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и
    ценностный ряд.

  • Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.
  • Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде.
  • Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между
    учениками, учениками и учителем.

  • Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.
  • Учитель строит урок в деятельностной парадигме, опираясь на структуру формирования умственных
    действий П. Гальперина.

  • Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ.
  • Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций.
  • Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
  • Учитель учит детей планировать свой досуг.
  • Учитель организует конструктивную совместную деятельность.
     

                                                                         С уважением Степанцова Е.А.

  • 7 критик  
    0
    Какие действия учителя позволяют сформировать УУД?
    •      к классу не с ответом, а с вопросом;
    •      учитель и ученик вместе обсуждают,  для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни;
    •      учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока;
    •      перед решением учебной задачи составляется план действий;
    •      учит тем навыкам, которые пригодятся в работе с информацией: пересказу, составлению плана, определение темы, основной мысли;
    •      обращает внимание на общие способы действий;
    •      учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом;
    •      учит разным способам выражения мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других;
    •      дается возможность выбирать задания, из предложенных;
    •      строит урок в деятельностной парадигме;
    •      учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества, при этом активно включает каждого в учебный процесс. Вместе решают возникающие учебные проблемы;
    •      обучает детей приемам работы в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения;
    •      обучает самопроверке детей, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, все учатся на ошибках;
    •      не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребёнка по сравнению с его вчерашними результатами;
    •      объясняет, за что поставлена оценка, учит оценивать себя и других;
    •      использует проектные формы работы.


    [font='Times New Roman', serif]                                  [/font]
    [font='Times New Roman', serif]                                             С уважением Степанцова Е.А.[/font]

    8 критик  
    0
    Любыедействия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто
    требует действия от других.Развитиевнутренней мотивации – этодвижение вверх.Задачи,которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне
    приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКА НЕОБХОДИМО:   Создать атмосферууспеха.   Помогать ребёнкуучиться легко.   Помогать обретатьуверенность в своих силах и способностях.   Не скупиться напоощрения и похвалу.   Стань творцом и тогдакаждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира
    души ребёнка.


                            С уважением Степанцова Е.А.[/font][font=Times]

    10 Вязовова Наталия Александровна  
    0
    —Здравствуйте, уважаемые коллеги!
    В условиях введения ФГОС обновляется роль школьного психолога, деятельность его становится более значимой. Для того, чтобы переходить к новым образовательным стандартам нужны психологи. Прежде чем говорить о желательном количестве специалистов, необходимо создать условия для того, чтобы в каждой школе был хотя бы один психолог, и оборудованный кабинет, а это в нашем регионе, к сожалению, пока не сделано. В некоторых школах психолог совмещает работу педагога-психолога и социального педагога. Что, не дает в полном объеме заниматься всей «вариативности форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза),в полном объёме. Идеальный вариант-минимум – это два психолога: один работает в начальной школе, а второй в основной школе.

    11 Степанцова Е.А.  
    0
    Полностью согласна, одного психолога на такой объём работы не достаточно. Но ведь психолого-педагогическое сопровождение осуществляет не только психолог.

    13 MAMIK306  
    1
    Добрый вечер, коллеги.Согласна, что одного психолога в школе недостаточно,не смотря на то, что данной работой занимаются многие педагоги в школе, да и не только.Большой груз ответственности  , систематической кропотливой работы требуется сегодня от психологов в образовательном учреждении.Хорошо бы  разделить обязанности: кто - то занимался бы диагностикой и просвещением, а другой бы коррекционной работой

    15 psiholog  
    0
    Уважаемые педагоги-психологи! Я с вами полностью согласна, что сегодня педагогу-психологу ОУ , также как и учителям работать сложно, но по штатному расписанию ОУ положена только 1 ставка психолога. С уважением, Т.В.Талалихина.

    1-10 11-14
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]