Концепция модернизации образования, определила основные направления и этапы важного процесса развития нашего общества - «подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда», подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой с тем, чтобы они были готовы и умели применять новые информационные технологии в процессе обучения и управления образованием. Реформирование современного образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Модель преподавателя ХХ1 века предполагает, прежде всего профессиональную, компетентную, творчески развитую личность, в которой доминируют духовно-нравственные и деловые качества. В связи с введением ФГОС ООО вучебно-воспитательный процесс, на базе г. Вольска в 2012 году прошли курсовую подготовку 223 учителя по 8 специальностям: учителя начальных классов -35; учителя математики-28,учителя биологии-25, учителя истории-25, заместители директоров по воспитательной работе-26, учителя русского языка и литературы-27, руководители образовательных учреждений-25, в том числе 32 учителя прошли курсовую подготовку по предмету ОРКСЭ, что позволило решить вопрос введения предмета ОРКСЭ в общеобразовательные учреждения без особых проблем. Из 677 учителей, работающих в общеобразовательных учреждениях города и села, 67 учителей не имеют профильного педагогического образования, из них: 17учителей в школах города, (кроме лицея, №3, №4, №10) , и 50 учителей всельских общеобразовательных школах. Наиболее проблематично создается ситуация по преподаванию предметов учителями-неспециалистами: в МОУООШ с. Куликовка: из 6 учителей-4неспециалиста, преподающие 17предметов, в МОУ ООШ с. Покурлей : из 8учителей-3 неспециалиста, преподающие 11предметов, в МОУ ООШ с. Николаевка: из 9учителей-4 неспециалиста, преподающие 7предметов, в МОУ ООШ с. Кряжим: из 9учителей-3 неспециалиста, преподающие 6 предметов, в МОУ ООШ с. Талалихино: из 9 учителей-4 неспециалиста, преподающие 5 предметов. Наиболее часто встречающие предметы, преподающие учителями-неспециалистами это: информатика, иностранный язык, география, история и обществознание, технология,биология, ОБЖ. Обучение начнется с сентября 2013 года на базе ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО. Курс обучения составляет от 508 до 520часов на платной основе. Стоимость обучения от 25 до 30 тысяч рублей. В связи с этим, проведена соответствующая информационнаяработа с руководителями всех общеобразовательных учреждений, по вопросу профессиональной переподготовки педагогических работников, не имеющих специального педагогическогообразования. На данный момент подано 3 заявки на курсы профессиональнойпереподготовки учителей по специальности: история и обществознание (МОУ ООШ с. Междуречье), информатики ( МОУ СОШс.Терса), иностранный язык ( МОУ ООШс.Ключи) . Уважаемые коллеги! Вы имеете возможность получить качественную профессиональную переподготовку по желаемому предмету на базе СарИПКиПРО. Заявки принимаются до 1 сентября 2013года в УИМЦ. Какая из форм повышения квалификации наиболее приемлема для вас: дистанционная, накопительная, очная,заочная? Считаетели вы нужным для себя получить профессиональную переподготовку повышения квалификации преподаваемого предмета не вашего профиля? Имеет ли смысл проходить курсы повышения квалификации молодым специалистам,имеющим стаж работы менее пяти лет?
В рамках реализации ФГОС особое вниманиеуделяют вопросу компетентности педагога, в частности учителя иностранного языка, и способам ее повышения. Повышение компетентности учителяиностранного языка (далее- учитель ИЯ) – это процесс целостный, постоянный и обязательный для осуществления в условиях перехода к ФГОС. Результаты данного процесса наглядно представлены в портфолио каждого педагога, в котором четко выражены основные критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя ИЯ.Соответственно, каждый учитель долженстремиться подтверждать и повышать свою компетентность. Предполагается, что этот процесс должен стать неотъемлемой частью его деятельности в рамках реализации ФГОСНа мой взгляд, самообразование учителя –это основа его профессиональной компетентности. Активная самообразовательнаядеятельность является основой любого непрерывного образования. Самообразование представляет собой постоянный и существенный компонент процесса самосовершенствования специалиста, его личностного и профессионального роста. Активность самообразования зависит от многих факторов: уровня развития профессионального самосознания; наличия мотивации самосовершенствования в профессиональной деятельности; индивидуальных интересов, ценностей, познавательных потребностей; готовности к самообучению и др. В соответствии с ФГОС процесс самообразования наглядно представлен в «индивидуальном образовательном маршруте» педагога. Таким образом, самообразование –необходимое, постоянное слагаемое педагогической деятельности и саморазвития учителя как важного фактора и условия развития его профессиональной компетентности. Особо важен процесс повышениякомпетентности для начинающего педагога, у которого появляется много вопросов, связанных с этим.Каким образом начинающий педагог можетповышать свою компетентность? Как верно выбрать направление самообразования и составить свой образовательный маршрут?Естественно, учитывая ваше сказанное, намой взгляд, повышать свою квалификацию необходимо всем педагогам постоянно, в том числе и молодому учителю, не зависимо от того, сколько лет он проработал в учебном заведении. И для этого любой способ из предполагаемых хорош. Безусловно, учитывая высокую загруженность учителей, и катастрофическую нехватку свободного времени, самыми популярными и наиболее удобными являются заочная и дистанционная формы повышения квалификации.
Согласна, что повышение уровня квалификации учителя - необходимое условие личностного и профессионального роста учителя. В МОУ "СОШ с. Терса" этому вопросу уделяется особое внимание. Наши педагоги проходят своевременно курсы повышения квалификации, используя разнообразные формы: очную, заочную, дистанционную. Действительно, в наш стремительный век наиболее востребованы дистанционные формы повышения квалификации. Считаю, что курсы профессиональной переподготовки необходимы, так как самообразование - вещь полезная, но не всегда действенная. Ничто не может заменить общение с профессионалами своего дела, у которых всегда есть чему поучиться. Кроме того, это удобная форма получения дополнительного образования. Я в 2010 году сама прошла курсы профессиональной переподготовки на базе СарИПКиПРО по специальности "преподавание немецкого языка в образовательных учреждениях". Конечно, стоимость таких курсов достаточно велика, но организаторы обучения дают возможность произвести оплату в три этапа, что очень удобно. Такая форма образования набирает темпы. И в этом году подана заявка на переобучение учителя информатики, как уже отмечалось выше. Меня, как куратора КПК педагогов нашей школы, интересуют следующие моменты:1) с какого года учителям необходимо будет повышать свою квалификацию каждые три года; 2) если учитель прошел курсы повышения квалификации по ФГОС до истечения срока действия последних курсов, должен ли он дополнительно проходить проходить КПК по своему предмету в положенный срок, или срок прохождения следующих курсов нужно отсчитывать от срока курсов по ФГОС. С уважением, Корольчук Н.А.
Ответ: При переходе на новые стандарты ФГОС ООО потребность в прохождении курсов повышении квалификации становится актуальной. В последнее время достаточно много уделяется внимания курсовой подготовке педагогов, каждый учитель стремится пройти их, без отрыва от учебной деятельности. И в этом нам помогает такая форма обучения как заочная и дистанционная. С введением ФГОС НОО и ООО в 2012 году 70% учителей, (т.е. 223 учителя) нашего муниципального образования смогли пройти курсовую подготовку на базе г. Вольска в очной форме за счет средств , выделенных муниципалитетом на модернизацию образования. В 2013 году уже освоено около 700.000 рублей на курсовую подготовку учителей таких специальностей, как: химия, информатика, ОБЖ. Курсы по ФГОС считаются тематическими курсами повышения квалификации и являются необходимыми в профессиональной подготовке учителя. И пройти их должен каждый учитель, работающий по новым стандартам ФГОС. Что касается курсов повышения квалификации государственного заказа через пять лет? Курсы обязательны для каждого в плане повышения профессиональной компетентности, т.к. они являются одним из критериев должностной инструкции. Новый Закон «Об образовании» определяет периодичность по прохождению курсовой подготовки не реже 1 раза в пять лет. При этом новый вводимый стандарт профессионального образования предполагает периодичность прохождения КПК не реже 1 раза в три года. На сегодняшний день мы руководствуемся законом «Об образовании»
Сегодня система профессионального педагогического образования является стратегическим ресурсом развития системы общего образования России. В условиях введения новых образовательных стандартов меняются требования к организации, формам и содержанию системы повышения квалификации и профессиональной подготовки учителя. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения устанавливают не только требования к качеству подготовки учащегося, но и требования к кадровым условиям реализации образовательной программы, которые включают: • укомплектованность образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками; • высокий уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения; • непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения. В этой связи одной из ключевых задач системы повышения квалификации становится обеспечение подготовки различных категорий работников образования к работе по новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Подготовка педагогических и руководящих кадров к введению ФГОС должна включать в себя три основных компонента: • педагогическое сопровождение (курсовая подготовка); • научно-методическое сопровождение (сопровождение разработки основных образовательных программ и их экспертиза, анкетирование учителей на предмет выявления трудностей, круглые столы и педагогические мастерские по обмену опытом, проблемные семинары и т. д.); • организационно-нормативное сопровождение (разработка алгоритмов введения ФГОС на разных уровнях, участие в экспертизе готовности школ к введению стандарта, осуществление мониторинга введения ФГОС в школах). В ходе планирования работы по переходу на новые образовательные стандарты необходимо помнить, что работу с педагогическими работниками следует выстраивать адресно, с учётом их профессиональных потребностей, с ранжированием задач по различным категориям специалистов. Руководителя образовательного учреждения следует ориентировать на такие виды профессиональной деятельности, как: • создание условий для введения ФГОС в рамках образовательного учреждения; • управление процессом введения ФГОС в школе, включая создание систем контроля качества реализации ФГОС; • освоение способов составления основной образовательной программы. Учителя следует ориентировать на такие виды профессиональной деятельности, которые позволяют: • выстраивать образовательный процесс, направленный на достижение учащимися новых образовательных результатов в соответствии с их возрастными особенностями; • осуществлять подбор содержания, методов и технологий обучения на основе деятельностного подхода; • использовать разнообразные формы организации учебной деятельности учащиxся; • разрабатывать планы уроков, позволяющие строить индивидуальные маршруты учащихся, в том числе через организацию групповой работы; • использовать стратегии проектного, модульного обучения, методически обусловленные возрастными и личностными особенностями школьников; • разрабатывать формы оценки новых образовательных результатов (как предметных, так личностных и метапредметных); • проектировать и осуществлять профессиональное самообразование; • использовать средства ИКТ для организации собственной профессиональной педагогической и исследовательской деятельности. Важной задачей системы повышения квалификации в свете введения новых образовательных стандартов является обновление содержания программ повышения квалификации в контексте ФГОС и их соотнесение с требованиями к аттестации педагогических работников. Считаю, что необходимо разработать инвариантные алгоритмы по концептуальным вопросам нового стандарта, формирующие потребности учителей в обучении по ряду вариативных модулей: технологии проектирования урока в современной информационной образовательной среде; планирование новых образовательных результатов; технологии подбора видов учебной деятельности и средств обучения для достижения новых образовательных результатов и др.
Уважаемая Юлия Павловна! Проведение курсов повышения квалификации в компетенции ГАОУ ДПО "СарИПКиПРО"и программы курсовой подготовки с которыми сотрудники института выступают перед слушателями подлежат лицензированию, программы все утверждены на уровне Министерства РФ. Предложенные вами модули актуальны и необходимы для организации учебной и воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях. Думаю, что курсы проводимые для руководителей и заместителей руководителей ОУ на базе СарИПКи ПРО и г. Вольска вполне достойны внимания, и дали много новой дополнительной информации по введению ФГОС.
Хотелось бы обратить внимание на школу молодого специалиста в рамках реализации ФГОС. Молодые педагоги предпочитают свободу выбора, возможность творчества и поиска. Лишь треть из них считает, что наставник все же необходим, а вот, по мнению остальных, такой институт нужен лишь в некоторой степени. Большинство молодых педагогов нуждается не столько в наставничестве, сколько в возможности получать методическую, психолого-педагогическую помощь, административную поддержку. Чтобы помочь молодым педагогам освоиться в профессии, необходимо изменить институт наставничества в самых разнообразных формах, например, через организацию постоянно действующих педагогических мастерских.
Уважаемая Елена Николаевна! Я с Вами полностью согласна.Молодым специалистам нужны тренинги для профессионального роста педагога и обучающие семинары. Т.В.Талалихина.
Елена Николаевна, в Вольском районе несколько лет работает Школа молодого педагога "Перспектива". В рамках Школы проводятся различные мероприятия для молодых педагогов, направленные для раскрытия творческого потенциала и развития профессиональной активности молодых педагогов. С.Г. Бондаренко, методист УИМЦ
Многие учителя выбирают заочные и дистанционные формыповышения квалификации из-за той причины, которую указывали коллеги ранее (нехватку свободного времени). Мне более интересны и полезны очные курсы, т.к. на этих занятиях больше дают практического материала, можно посетить школы г.г. Энгельса и Саратова. Студенты филологического факультета СГУ «приносят» новинки работы с современными детьми, многие приемы они показывают из практики немецких школ. Общение с преподавателями другихшкол помогает учителям в решении многих вопросов, может открыть новые пути преподавания иностранного языка, особенно в сельской школе. Не секрет, что в сельской школе один, максимум два преподавателя иностранного языка, поэтому со всеми накопившимися вопросами мы едем к методисту или к учителям городских школ, которые не отказывают нам в помощи. Посещая уроки иностранного языка в городах, мечтаешь о такой же оснащенности кабинетов в своей сельской школе. Много говориться об использовании электронных образовательных ресурсов и интернета на уроках, но нужна система, а не разовые приемы. Как сделать, если кабинет иностранного языка не оснащён данными ресурсами? Согласна со многими участниками методического совета, чтоповышение уровня квалификации учителя - необходимое условие личностного и профессионального роста учителя. В этом году я должна была проходить курсы повышения квалификации по плану ( заявка была дана на заочную формуобучения на базе ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО), но в списках на курсы повышения квалификации учителей немецкого языка (1 кат) в 2012-2013 уч. году свою фамилию я не нашла. Можно ли даннуюзаявку на прохождения очных курсов оставить на следующий 2013-2014 уч. год? С уважением, Мамаева О. А. МОУ " СОШ с. В. Чернавка"
Уважаемая Ольга Александровна, многие школы страдают от нехватки оборудования. Руководителю необходимо создать один интерактивный класс, в котором школьники смогут заниматься по утвержденному графику.
Уважаемая Ольга Александровна! Группы на курсы повышения квалификации формируются на календарный год согласно заявок от школы. С января 2013 года по настоящее время на базе г. Вольска курсы повышения проходят только тематические по ФГОС ООО по 7 специальностям, и вы включены в группу слушателей курсов для учителей иностранного языка с 10 июня по 26 июня 2013 года. Курсы будут проходить на базе г. Вольска в МОУ СОШ №19. А т.к. вы ведете речь о курсах государственного заказа , то заявка на КПК будет формироваться на 2014 год , мы обязательно учтем ваши пожелания. и ждем заявку от школы.
Повышение квалификации педагогических работников - дело необходимое и важное. Системное переустройство страны, ускорение темпа жизни, связанное с информационной революцией, масштабные экологические и демографические проблемы, нарастающая экономическая нестабильность в обществе требуют от работников производственной и социальной сферы, но особенно работников образования, готовящих будущую смену профессиональных работников, разносторонних знаний. Причем независимо от рода занятий: будь-то социально-педагогическая, управленческая или вспомогательная деятельность.
Традиционная установка, когда квалификационный диплом о получении той или иной специальности служил подтверждающим документом на всю жизнь, устарела. В современных условиях, ориентируясь на потребности конкурентного рынка образовательных, досуговых, информационных и других услуг, учиться и подтверждать собственную квалификацию надо непрерывно. Особенно это касается педагогических и управленческих категорий работников в системе образования , которым принадлежит ключевая роль в подготовке подрастающего поколения к жизнедеятельности в динамично меняющихся условиях общества. На сегодняшний день практически все педагоги школы своевременно прошли курсовую подготовку. Завершающий этап летом и в сентябре (математики). Для наших педагогов удобна форма проведения курсов, место проведения. Пожелание такое же, как и у остальных участников семинара: КПК государственного заказа по английскому языку, химии, биологии. С уважением, Кислякова О.А. МОУ "СОШ №2 р.п.Сенной"
Добрый день, Ольга Алексеевна! Мы обязательно учтем ваши пожелания, ждем от вас заявки на учителей, указанных специальностей( на КПК государственного заказа - 2014 год).
В настоящее время стало удобно проходить курсы повышения квалификации на месте (в г.Вольске). Это экономит и время, и деньги слушателей. Посетив курсы повышения квалификации учителей химии в рамках ФГОС, для себя лично почерпнула многое: например, появилась возможность с другого ракурса посмотреть на собственную деятельность. Перевернуть ее с ГОС на ФГОС. Также было и много полезной информации для начинающих педагогов. Самостоятельная работа позволила раскрыть творческих способностей каждого слушателя. Участникам и организаторам – искренняя благодарность за помощь в освоении нового материала, за новые идеи в профессиональном развитии и просто за легкое и приятное человеческое общение.
Фокеева Галина Александровна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 11 г. Вольска Повышение квалификации руководителей и педагогов ОУ Согласно Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательного учреждения имеют право проходить не реже чем один раз в три года (по новому закону) профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогических работников. Но я считаю, что молодые специалисты должны обязательно проходить курсы повышения квалификации, тем более что сейчас очень много возможностей: очные, заочные и дистанционные, что облегчает обучение. Ведь сейчас речь идет о необходимости постоянного профессионального роста. Курсы проводимые для на базе СарИПКи ПРО и г. Вольска очень полезные и много дают нового интересного для работы по введению ФГОС. Прошла такие курсы очень довольна.
При переходе на новые стандарты ФГОС мы понимаем, что курсовая подготовка повышения квалификации необходима и важна. Мы очень ценим, что курсы для педагогов нашего района организованы на базе г. Вольска. В нашей школе курсовую подготовку уже прошли 7 педагогов, что составляет 58%. Молодые специалисты тоже не остались в стороне. Сама я буду учиться на курсах в июле . Курсы, проводимые для нас, позволяют нам повышать свой профессиональный уровень. Колычева Н.К. МОУ "ООШ с.Ключи"