Методическое сопровождение государственной (итоговой) аттестации обучающихся Государственная итоговая аттестация – это первое серьезное испытание для учащихся 9-х классов. От ее результатов зависит зачисление в 10-й класс по выбранному профилю дальнейшего обучения. В Вольском муниципальном районе сложилась система методической поддержки педагогов при подготовке к ГИА: - сформирована нормативно-правовая база сопровождения педагогов: утвержден план работы по подготовке учителей-предметников к проведению государственной (итоговой) аттестации в 2012-2013 учебном году (приказ № 387 управления образования ВМР от 25.09.2012г.); - сформирован план сетевого взаимодействия образовательных учреждений в условиях подготовки к ЕГЭ и ГИА в 2012 году (приказ УО № 387 от 25.09.2012г.) - проведены диагностические срезы знаний обучающихся; - семинары-практикумы, консультации, творческие мастерские по обмену опытом, изучению документации, регламентирующей итоговую аттестацию обучающихся; -мониторинг использования школьных сайтов в подготовке к участию в ГИА; - диагностика готовности к ГИА. С целью повышения профессионального мастерства и для подготовки педагогов к проведению государственной итоговой аттестации, в рамках работы предметных РМО, в 2012-2013 учебном году проведено 16 мероприятий различной направленности: семинары-практикумы, заседания, дистанционные семинары по обмену опытом. Руководители районных методических объединений и учителя-предметники принимали активное участие в 15 мероприятиях института повышения квалификации по направлению подготовки к итоговой аттестации.
В рамках работы заседаний районных методических объединений августовского совещания работников образования 23 августа 2012 года были проанализированы итоги государственной итоговой аттестации в 2012 году (на 10 секциях предметов, входящих в ГИА). Создана страница сайта по информационному сопровождению государственной итоговой аттестации, на которой представлены нормативные документы, ссылки на структуру демонстрационных версий контрольно-измерительных материалов 2013 года, изменения КИМов по сравнению с 2012 годом, спецификация работ, шкала перевода баллов в оценку (9 класс), материалы по подготовке к ЕГЭ. С сентября по декабрь 2012 года осуществлялось постоянное информационное сопровождение образовательных учреждений в рамках подготовки к ГИА в виде рассылок информационных писем (например: № 104 от 1.10.2012г. о структуре КИМов). В рамках работы предметных РМО рассматривались отдельные вопросы ГИА или были проведены практические семинары по подготовке школьников к итоговой аттестации. Например: - В рамках РМО учителей географии 10.10.2012г. «Актуальные проблемы подготовки к государственной итоговой аттестации» (приняли участие 18 педагогов). - В рамках РМО учителей русского языка 6.11.2012г. «Проектная и исследовательская деятельность на уроках русского языка как средство подготовки к государственной итоговой аттестации» (приняли участие 22 педагога). -В рамках РМО учителей химии, биологии 18.12.2012г. «Подготовка обучающихся к итоговой аттестации в 9, 11-х классах по биологии и химии» (приняли участие 14 педагогов).
На основании приказа управления образования администрации Вольского муниципального района № 167 от 16.10.2012 года с 15 по 29 октября 2012 года в общеобразовательных учреждениях Вольского района проведена диагностика знаний обучающихся по математике, в которой приняли участие 606 обучающихся 5-х классов, 518 обучающихся 9-х классов, 357 обучающихся 11-х классов. Анализ работ, выполненных в ходе диагностики, показывает следующие результаты: успеваемость в 5-х классах составила 92% (в 2011г – 89%), в 9-х классах – 90% (в 2011г.- 85%), в 11-х – 95% (в 2011г. – 93%). Качество знаний по результатам среза в 5-х классах – 58% (в 2011г. – 47%), в 9-х – 40% (в 2011 г. -31%), в 11-х – 48% (в 2011 г. – 31%). Не предоставили результаты диагностики МОУ «ООШ с.Барановка», МОУ «ООШ с.Ключи», МОУ «ООШ с.Покровка». Наиболее крупным мероприятием стал дистанционный семинар для учителей-предметников по обмену опытом в рамках подготовки школьников к итоговой аттестации «ГИА - 2013», прошедший с 17 по 21 декабря 2012г в информационной оболочке «Открытый класс». В работе семинара приняли участие 18 педагогов г. Вольска и Вольского района из 9 образовательных учреждений. В ходе работы семинара были рассмотрены следующие вопросы: нормативно-правовая документация, регламентирующая итоговую аттестацию обучающихся 9, 11 классов в 2013 году, обмен опытом подготовки школьников к итоговой аттестации по предметам, психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса при подготовке к ГИА за курс основной школы в независимой форме в 2013г. В ходе работы семинара были представлены практические материалы уроков, консультаций, планирование работы по подготовке к ГИА и по устранению пробелов в знаниях обучающихся. Были рассмотрены различные варианты заданий по таким предметам как: русский язык, литература, информатика, история, биология, физика, химия, математика. Интерес для педагогов может представлять применение технологии портфолио как показателя уровня подготовленности к итоговой аттестации.
Многие педагоги при подготовке к итоговой аттестации в работе используют онлайн-тестирование - это облегчает работу по проверке, экономит время. На страницах семинара представлены ссылки (uztest.ru, СтатГрад, ege.yandex.ru и другие) на такие информационные ресурсы. В рамках работы дистанционного семинара был рассмотрен вопрос психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Педагоги изучили материал по подготовке школьников к экзаменам, памятки по проведению экзаменов, буклет «Ты на экзамене», «Для тех, кто сдает экзамены», рекомендации для классных руководителей и родителей обучающихся. Низкая активность педагогов в данном семинаре объясняется недостаточным информированием педагогов администрациями школ и недостаточно эффективной формой проведения. Для активизации деятельности педагогов по подготовке школьников к ГИА в следующем учебном году запланировать дистанционные мероприятия другой содержательной направленности (мастер-классы, видео занятия и другое).
Наибольшую трудность школьников вызывают задания с развернутым ответом и практической направленностью, поэтому в рамках заседаний РМО для учителей-предметников проведены практикумы, на которых педагоги смогли познакомиться с различными приемами по подготовке к ГИА как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Например: -«Языковые практикумы по иностранному языку» (21.02.2013г. присутствовало 18 педагогов; 29.03.2013г. присутствовало 18 педагогов); -«Учительские практикумы по решению нестандартных задач» по физике (26.03.2013г. присутствовало 24 педагога). -Мастер-класс «Методика подготовки к итоговой аттестации по истории и обществознанию» (27.03.2013г. присутствовало 18 педагогов); -Семинар для учителей информатики с представлением мастер-классов по подготовке школьников к итоговой аттестации по теме «Метод проектов как средство формирования ключевых и предметных компетенций обучающихся. Итоговая аттестация обучающихся по информатике и ИКТ» (13.04.2013г. присутствовало 16 педагогов). Уважаемые коллеги, с какими проблемами Вы столкнулись в рамках подготовки школьников к государственной (итоговой) аттестации?
Какие формы работы при подготовке к ГИА считаете наиболее успешными?
Мероприятия какой направленности необходимы на ваш взгляд в 2012-2013 учебном году? Каким опытом по данному направлению вы могли бы поделиться в рамках районных семинаров?
Эффективно ли была организована работа базовых школ и ресурсных центров при подготовке к итоговой аттестации?
В рамках подготовки к ГИА наилучший результат дает индивидуальная работа с учеником, т. к. уровень подготовки у всех разный. Беда вся в том, что не хватает на всех времени. В проведении дополнительных занятий большим подспорьем являются материалы ГИА.Учителя истории и обществознания на заседаниях РМО делятся своим интересным опытом.
Наталья Анатольевна, полностью с Вами согласна, что индивидуальная работа более эффективна при подготовке к ГИА. Но как найти время для каждого? Вот здесь на помощь приходят ИТ – технологии. В этом году, в рамках экспериментальной деятельности, я использовала возможности дистанционного курса «Анатомия нервной системы», размещённого на сайте htt://school.saripkro.ru . Дистанционный курс даёт возможность каждому ученику прорабатывать темы в удобное для него время и индивидуальном темпе, а при затруднении, обращаться к учителю за консультацией. Живое общение ученик – учитель нельзя исключать из образовательного процесса. Ерёмкина Е.В.
В школьных стандартах нового поколения заявлены принципиально новые образовательные результаты – метапредметные, которые направлены на то, чтобы отследить, как ребенок меняется – умеет ли он учиться, умеет ли он взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, умеет ли работать с информацией. Понятно, что эти новые результаты ни в коей мере не отменяют результатов предметных. Более того, они как раз обеспечивают предметные знания, потому что человек, умеющий учиться, может освоить и построить свою деятельность в любом новом виде знаний. Однако, до сегодняшнего дня итоговый экзамен в 9-м и 11-м классе проверяет только академические знания детей. К моменту, когда к сдаче итогового экзамена в 9-м и 11-м классе подойдут нынешние второклассники, которые учатся по новым стандартам, итоговая аттестация должна измениться. Какой должна стать итоговая аттестация в условиях новых стандартов? Изменится ли ЕГЭ? Или наряду с ЕГЭ появятся другие оценочные процедуры? Будут ли учитываться результаты этих процедур при поступлении детей в вузы? Будут ли учитываться иные достижения детей при поступлении в вузы и на работу? Ответы на эти и другие вопросы ищут различные исследовательские группы в Российской Федерации. Институт проблем образовательной политики «Эврика» проводит апробацию новых процедур итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах. В апробации участвуют все 8 федеральных округов, более 60 школ России из почти 40 субъектов Российской Федерации. Результаты этой работы будут учитываться при формировании Всероссийской системы оценки качества образования к 2015 году. Предлагаем вашему вниманию презентацию модели апробации итогового аттестационного события, которая прошла апробацию в г.Пензе http://www.eurekanet.ru/ewww/info/17706.html.
Данная модель предполагается для следующих семи направлений предметных областей:
Филология;
Математика и информатика;
Естественно-научные предметы;
Общественно-научные предметы;
Искусство;
Технология;
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности.
Все эти направления «распадаются» на содержание конкретных учебных предметов. В рамках этих семи направлений будут рассматриваться следующие три задачи:
Учебно-исследовательская задача – представляет некоторое явление, закономерности или факт, в описании которых содержится противоречие, что предполагает осуществление учащимся самостоятельной учебно-исследовательской деятельности, приводящей к восстановлению связей, разрешению противоречий и собственно решению задачи.
Проектная задача возникает тогда, когда необходимо получить результат в форме реального продукта, которого до решения задачи в природе не существовало. Предполагаемый продукт должен обладать новизной и носить практический характер. Система заданий (действий), из которых состоит проектная задача, соответствует основным этапам проектирования.
Художественно-творческая задача - это процесс создания художественного произведения, начиная от зарождения замысла до его воплощения. Это особый (третий) тип задач, которые могут быть выполнены в ряде предметных областей («Филология», «Искусство» и «Технология»).
Регламенты рассматриваемой модели и параметры оценивания по этапам:
Первый этап: Портфолио.
Второй этап: Индивидуальная работа
Групповой тур: учащиеся вместе решают задачу, оформляют готовый продукт, готовят презентацию. Тур оценивается экспертами с помощью экспертных листов, на протяжении всего времени работы группы.
Презентация готового решения.
Рассматриваемая модель может быть реализована по двум направлениям:
«вливание» в ГИА заданий, которые направлены на отслеживание метапредметных результатов;
выделение отдельной оценочной процедуры, которая дает возможность отследить метапредметные результаты.
Предлагаю обсудить процедуру и регламент аттестационного события. Что в процедуре проведения требует изменений и почему?
При переходе к новой форме итоговой аттестации в 9 классе необходима серьёзная, целенаправленная работа учителей по подготовке учащихся к ГИА. В целях совершенствования процесса преподавания русского языка необходимо учитывать следующие методические рекомендации: · точно следовать требованиям государственного образовательного стандарта и школьных программ, качественно изучать курс русского языка в полном объёме образовательного стандарта на всех уровнях основной и полной средней школы; · соблюдать принцип преемственности в преподавании русского языка и литературы на всех уровнях образования: начального, основного и полного среднего; · обратить внимание на овладение учащимися теоретического курса русского языка и формирование умений применять знания на практике; · соблюдать принцип текстоориентированного обучения для развития разнообразных речевых умений учащихся; · при подготовке к написанию сочинения в части С формировать у учащихся умения работы с текстом для понимания его содержания, проблематики, авторской позиции; · вести работу по повышению общекультурного уровня учащихся и по совершенствованию уровня культуры высказывания, формировать умение аргументировать свою точку зрения, мнение, позицию; · формировать у учащихся умения сжатого изложения текста и написания сочинения-рассуждения (в том числе на лингвистическую тему); · использовать в работе современные способы проверки знаний учащихся, включать в систему контроля задания различного характера: репродуктивные, исследовательские, творческие; учителям не ограничиваться для проверки знаний учащихся тестами одного вида с выбором правильного ответа; · учителям освоить и использовать критериальный подход к оценке изложения (в 9 классе) и сочинения (в 9 и 11 классе) в части С; · реализовывать межпредметные связи при обучении русскому языку. · организовывать индивидуальную работу с сильными учащимися, систематически включать в работу задания части С, изучая при этом рекомендации по их выполнению; · для организации качественного повторения пройденного материала использовать в работе передовые педагогические технологии, разнообразные формы и методы обучения, возможности элективных курсов, дополнительную литературу, КИМы различного содержания.