Главная » 2015 » Май » 7 » Дистанционный семинар для кураторов школьной службы медиации"Успехи, проблемы, перспективы в деятельности кураторов школьной службы медиации
08:52
Дистанционный семинар для кураторов школьной службы медиации"Успехи, проблемы, перспективы в деятельности кураторов школьной службы медиации
План проведения семинара
13.05.2015г. «Актуальность создания в общеобразовательном учреждении службы школьной медиации» «Что даёт школе работа школьной службы медиации?»
14.05.2015г. « Конфликты в школе: способы конструктивного реагирования участниками образовательных отношений» «Техники разрешения конфликтов»
15.05.2015г. «Успехи в работе школьной службы медиации» «Перспективы в работе школьной службы медиации» «Проблемы в деятельности школьной службы медиации» Рефлексия, подведение итогов работы дистанционного семинара.
Школьная жизнь - это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей. В ходе этих отношений не редко возникают конфликтные ситуации. Зачастую, те способы решение конфликтов, которые обычно практикуются в школе, нередко решают только последствия ссоры, а не ее причину. «Школьная Служба медиации» предназначена для того, что бы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем.
Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место.Таким образом, развитие службшкольной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится однойиз приоритетных задач в области современного воспитания и образования.Функционирование служб школьноймедиации в образовательной организации позволит:сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети,а также их остроту;повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы,направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся;сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в томчисле повторных;повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прави интересов детей;обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в частизащиты прав и интересов детей;создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем изадач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактикибезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации.
В процессе обучения вшколе каждый ребенок, взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты (с другими учащимися, с педагогами или родителями): становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. Поскольку при административном и уголовном наказании не проводится работа с подлинными причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих, конфликты нередко остаются, по сути, неразрешенными.Школьная службапримирения – это команда взрослых и подростков,которая стремится:· разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом;· дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга иувидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений;·снизить уровень агрессивности в школьном сообществе.
Спасибо за вопрос. Мы предполагаем, что в состав ученического совета входят учащиеся 5-11 или 8-11 классов, по одному представителю от класса, состав ученического совета избирается учениками и учителями ОУ. Поправьте, если мы ошибаемся.
Я думаю, что участие школьников - подростков в школьной службе примирения необходимо, так как бывают ситуации, когда участникам конфликтной ситуации проще достигнуть доверия со своими сверстниками или ровесниками, что дает возможность улучшить взаимодействие и понимание в тех ситуациях, куда подростки - участники конфликта - не могли бы допустить взрослых. Ведь, как известно, в основном, подростки говорят друг с другом на одном языке, "на одной волне". Подростков, которые овладели навыками проведения примирительных программ, я думаю, лучше выбирать из числа старшеклассников путем опроса среди обучающихся образовательного учреждения: "К кому бы вы доверили, что у вас что-либо случилось или вы с кем-то поругались?" и т.п. А можно, наверное, и из числа учащихся по параллелям.
Да, действительно, возможно привлечение детей к деятельности службы школьной медиации, однако только в качестве волонтёров, а не как медиаторов, т.к. дети (обучающиеся) не могут быть медиаторами (согласно Федеральному Закону №193-ФЗ от 27.07.2010 года "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): Медиатором на непрофессиональной основе могут быть лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости, прошедшие специально еобучение. Осуществлятьдеятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее образование и получившие дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации.
Уважаемые коллеги! Мы всегда рады сотрудничеству! В настоящий момент в Саратовской области данное направление только начинает развиваться, поэтому очень важным моментом является формирование единой Концепции (стратегии развития) медиации в системе образования нашего региона. Наш институт (ГАУ ДПО "СОИРО") сотрудничает с Поволжским (г.Саратов) юридическим институтом (филиал) ФГБОУ ВПО "Российская правовая академия Министерства юстиции РФ, который оказывает ценную правовую поддержку в вопросах медиации. Мы рады оказывать поддержку педагогам и специалистам, курирующих службы школьной медиации и всегда открыты для общения!
Здравствуйте.Да, я с Вами со всем согласна.Учащиеся привлекаются деятельности службы школьной медиации в качестве волонтёров или помощников, если не достигшие возраста восемнадцати лет.
Я считаю, что можно привлекать детей к деятельности службы школьной медиации, в качестве волонтёров, помощников-это учащиеся 9-х классов, если они желают этим заниматься и идут в 10 класс,а также учащиеся 10 классов.
ШСП - это и есть одна из форм волонтерского движения подростков, у ребят из старших классов есть знания из курса обществознания по вопросам основ конфликтологии и они сами пытаются установить причины детских конфликтов, разобраться в них и самое главное подсказать младшим школьникам и сверстникам правильные выходы из различных конфликтных ситуаций. А серьезные споры и проблемы несомненно должны решать взрослые подготовленные специалисты. Работа ребят в ШСП - хорошая практика для учеников планирующих в будущей профессии работать с людьми.
Подсказка правильных выходов из конфликта не входит в деятельность медиатора, даже если они волонтеры для младших классов :-)
Исходя из российской практики, школьники решали многие ситуации, с которыми не справлялись взрослые, в том числе подростковые драки ("стрелки"). межэтнические конфликты, длительные прогулы, конфликты учитель-ученик и пр. Предлагаю доверять нашим детям. :-) На сайте www.школьные-службы примирения.рф в разделе по медиации ровесников выложены примеры кейсов, с которыми работа юные медиаторы.
Посмотрите внимательно закон - он относится только к делам, переданным в порядке гражданского судопроизводства. А по всем остальным ситуациям нет закона, регулирующего эту деятельность. то есть еще раз: деятельность школьной службы примирения НЕ РЕГУЛИРУЕТСЯ ЭТИМ ЗАКОНОМ, если только она не будет брать дела переданные в порядке гражданского судопроизводства, что маловероятно. Поэтому юридически нет препятствий к называнию школьников медиаторами. См. правовые материалы на сайте www.школьные-службы-примирения.рф
В нашей школе это обучающиеся 9 - 11 классов. Их роль в следующем - они не ведущие примирительных встреч, но именно они помогают нам узнать о конфликтах в школе, так как тесно общаются со сверстниками и в школе, и в социальных сетях. Помогают распространять сведения о службе, организовать встречи сторон. Это должны быть ответственные и серьезные единомышленники, которые понимают, что конфликт - не лучшее решение проблемы, но если уж он имеет место быть - он должен быть разрешен и улажен.
Добрый день! В нашей школе создана данная служба, ей скоро год и входят в неё пока только 6 учеников-9-11 классов. Ребят заинтересовал процесс создания службы и с согласия родителей они в течение года работают в ШСП.
В школьную службу примирения входят от двух до 10 учеников средней с старшей школы. Обычно 8 и 10 классы (у которых нет экзаменов в этом году). Их задача - проведение медиации среди своих сверстников. И это - основная задача. Также они могут проводить информационные мероприятия по классам и т.д. Обычно медиаторы работают парами, поэтому 2-3 4 пары медиаторов.
В качестве основного метода своей работы школьныеслужбы примирения используют восстановительную медиацию, под которой обычно понимается процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт.Восстановительнаямедиация – это процесс, в котором медиатор создает условия длявосстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах решения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций. В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.Школьная служба примирения действует на основе добровольного участия сторон и помогает освоению навыков и культурных форм взаимодействия на реальном и значимом для учащихся материале собственных конфликтов или конфликтов их ровесников путем проведения программ примирения.Что такое программы примирения? Программа примирения – это переговорымежду участниками конфликта. Такие переговоры позволяют людям обсудить ситуацию и найти наилучший выход из конфликта. Переговоры ведёт специально подготовленный ведущий. Ведущий никого не обвиняет и не защищает – он занимает нейтральную позицию, помогает сторонам лучше понять друг друга и договориться. На встрече обсуждаются вопросы:
· Почему произошел конфликт? К каким последствиям он привел?· Как эту ситуацию можно разрешить?· Как сделать так, чтобы такая ситуация больше не повторилась? Наличие ведущего примирительной программынеобходимо, поскольку сторонам часто тяжело самостоятельно и конструктивно осуществлять поиски выхода из ситуации. Здесь важной является позиция «нейтрального ведущего, который не выносит решение, не является судьей, адвокатом, воспитателем или советчиком, а «снижает» градус эмоций и помогает сторонам построить диалог для достижения соглашения.Что даетсторонам участие в программах примирения?Подростку, совершившемуправонарушение (проступок):· осознать причины своего поступка и его последствия;· принести извинения;· загладить причиненный вред;· вернуть к себе уважение и восстановить важные отношения, которые, возможно,были нарушены в результате случившегося.Потерпевшему:· избавиться от негативных переживаний и желания отомстить;· убедиться в том, что справедливость существует.Родителям и педагогам:· помочь ребенку в трудной жизненной ситуации, способствовать развитию у негоответственного и взрослого поведения.
В своем тексте Вы пишите: В качестве основного метода своей работы школьные службы примирения используют восстановительную медиацию. В связи с этим (а также относительно всего текста) у меня к Вам возникли некоторые вопросы: скажите, почему Вы считаете, что в качестве основного метода своей работы школьные службы примирения используют восстановительную медиацию? Знакомы ли Вы с классической медиацией? Всегда ли приемлемо деление участников на "жертву" (или "потерпевшего") и "обидчика" ?
Я считаю, что не всегдаприемлемо деление участников на "жертву" (или "потерпевшего") и "обидчика". Я думаю, что если конфликтная ситуация произошла, то в этом могут быть виноваты обе стороны конфликта. Медиатор занимает нейтральную и беспристрастную позицию, не обвиняя и не поощряя ни одну из сторон конфликта, внимательно слушает мнения и высказывания обеих сторон, при этом организовывает диалог участников конфликта друг с другом, помогает конфликтующим сторонам самим найти выход из создавшейся конфликтной ситуации и достигнуть взаимопонимания между ними, при котором ни одна из сторон не будет чувствовать себя в роли "жертвы" или "обидчика". Классическая медиация, я думаю, что используется с юридической точки зрения, когда стороны достигают какого-либо соглашения и она оканчивается подлежащим исполнению договором. А школьные службы примирения в своей работе используют все-таки восстановительную медиацию, когда создаются благоприятные условия для восстановления способностей участникам образовательных отношений понимать друг друга и находить оптимальные варианты разрешения создавшихся конфликтных ситуаций между ними.
Скажите, пожалуйста, Вы проходили обучение по медиации? (курсы повышения квалификации или по программе 1-ой ступени "Бедиация.Базовый курс" (120 ч.)) ?
В 2015-2016 учебном году планируется прохождение курсов повышения квалификации по программе 1-ой ступени "Медиация.Базовый курс" (по мере комплектования группы)
Во-первых, модель школьной службы примирения разрабатывалась именно в рамках восстановительного правосудия. Говорю, как разработчик модели школьных служб примирения и автор этого названия.
Во-вторых, я считаю, что для ситуаций между учениками восстановительная медиация лучше, поскольку в школе ученики редко обращаются ко взрослым со спорами (они их решают сами). А школа реагирует, когда спор уже дошел до причинения вреда в той или иной форме (кто-то толкнул, что-то отнял, сильно обидел или оскорбил, ударил, украл и пр.) Конечно, они могут взаимно оскорбить друг друга или подраться, и тогда на медиации встанет вопрос о взаимной заглаживании вреда.
То есть главное - не кто обидчик и жертва, а чтобы причиненный людям и отношениям вред был исправлен именно тем, кто его причинил (насколько это возможно).
Внастоящее время создаваемые в образовательных учреждениях службы медиации имеют большое значение. Я думаю, так, функциональное значение подобной службы для подростка, заключается в той помощи, которая ему оказывается, а именно:· научитьсяконструктивно общаться со сверстниками и взрослыми;· научитьсяубеждать других словами, а не силой;· участвоватьв интересной «взрослой» и общественно-полезной (волонтерской) деятельности;· научитьсясамоорганизации, стать более ответственными и культурными;·научитьсянормально выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения;·помогатьдругим помириться (своим друзьям, сверстникам и родителям (законным представителям);· начатьосваивать новую профессию – «медиатор», получить уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности.· лучшепонимать сверстников и взрослых: родителей (законных представителей) и педагогов.· школьникам,пострадавшим от правонарушений почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других детей.· детям-правонарушителямв ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и услышать слова прощения. Также детям-правонарушителям дать возможность не чувствовать себя хулиганом или человеком, которым взрослые всегда недовольны, восстановить хорошее отношение со стороны родителей (законных представителей) и педагогов, планировать такое свое будущее, которое поможет избежать в дальнейшем попадания в ситуации сильных конфликтов или правонарушений.
Добрый день! Поясните, пожалуйста, некоторые фразы из текста, каким образом должна быть построена деятельность служб школьной медиации, чтобы соответствовать указанным функциям? (особенно интересует последний пункт, который я подчеркнула): Вы пишите: функциональное значение подобной службы для подростка, заключается в той помощи, которая ему оказывается, а именно: -научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми; -научиться убеждать других словами, а не силой; -участвовать в интересной «взрослой» и общественно-полезной (волонтерской) деятельности; -научиться самоорганизации, стать более ответственными и культурными; -помогать другим помириться (своим друзьям, сверстникам и родителям (законным представителям); -начать осваивать новую профессию – «медиатор», получить уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности.
Согласна с Вами, создание службы медиации в школе актуально в наше время. Детям необходимо показывать правильную модель разрешения конфликтных ситуаций, обучать их умению находить компромисс и цивилизованно договариваться между собой по возникшим вопросам.
Участие родителей(законных представителей) и педагогов в школьной службе примирения способствует:·повышению компетенции вобласти возрастной психологии;·развитиюкоммуникабельных способностей и взаимопонимания со всеми участниками образовательного процесса;·развитию умения помочьдетям выйти из трудной жизненной ситуации;·совершенствованиюнавыков в предотвращении и профилактике конфликтных ситуации и правонарушений;·выработке у детей ответственного поведения иответственного отношения к своим поступкам, своему здоровью и своей жизни;·построению новой традиции реагирования на сложныеситуации в образовательной среде;·развитию толерантностиу всех участников образовательного процесса и др.
Во-первых, родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч, и родитель имеет право быть медиатором в ОУ (естественно, не любой родитель и только после обучения).
Родители дают письменное согласие на участие своего ребёнка в деятельности службы школьной медиации, а не в качестве ведущего примирительных встреч, т.к., согласно Федеральному Закону №193-ФЗ от 27.07.2010 года "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) (на который Вы сами ссылаетесь далее в другом тексте "Правовая основа организации служб школьной медиациив образовательных организациях") - дети не могут быть медиаторами, ведущими программ.
Конфликт, как социально-психологический феномен, являетсязакономерной и естественной характеристикой социальных отношений. Современныеподростки пребывают в напряженной эмоциональной среде, что приводит к частым конфликтам,которые дети предпочитают разрешать наиболее выгодным для них способом - они не хотят сотрудничать, а наоборот, каждый отстаивает свою точку зрения, опирается на свое мнение и видение ситуации, в общении им присущи недостатки. У большинства детей повышен уровень враждебности. Учащиеся нетерпимы к критике, переоценивают собственные возможности, демонстрируют чувство превосходства над теми, кто более слаб, многие несдержанны и импульсивны.Способы конструктивного реагирования конфликтаЗадача участников конфликта – неуходить от него, а контролировать конфликт и самого себя с целью получения наилучшего результата. Необходимо рассматривать любую конфликтную ситуацию как проблему, которую надо решить. С этой целью, я думаю, что можно строить общение с соперником следующим образом:1. преждевсего, надо освободиться от отрицательных эмоций. Снять своёсобственное эмоциональное раздражение помогут следующие приёмы: релаксация, направление гнева по другому руслу – кратковременный выход из помещения, переключение отрицательных эмоций на другой объект; вербализация – открытое выражение своих чувств, проговаривание вслух того, как я себя чувствую. Необходимо также охладить или рассеять раздражение другого участника конфликта. Этому поможет: сочувственное выслушивание, предоставление возможности другому "выпустить пар", демонстрация понимания его состояния;2. второй шаг – высказывания,передающие то, как понимаются слова и действия собеседника, и стремление получить подтверждение того, что его поняли правильно. Это помогает увидеть ситуацию такой, какой она представляется противоположной стороне, понять, что движет соперником;3. далеенеобходимо продемонстрировать, что противник воспринимается как личностьвопреки конфронтации (демонстрация уважения);4. проанализироватьсвои реальные желания и нужды, свою цель– чего хотим достичь? Стоит ли её добиваться?5. пригласить своего противника к совместному решениюпроблемы;6. определить своё видение проблемы и возможные пути еёрешения;7. побудить противоположную сторону выдвинуть своипредположения;8. попытаться найти взаимовыгодное решение.
Правовая основа организации служб школьной медиациив образовательных организацияхПравовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Конвенция о правах ребенка;
Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов; Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Обальтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Также основными нормативными документами являются: *Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы от 01.06.2012 г. №761. *Распоряжение Правительства Российской Федерации об Утверждении Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений "Национальной стратегии действий в интересах детей..."
В нашей жизни реакция правонарушителей на оказываемую им помощь зачастую не соответствует нашим ожиданиям, некоторые подростки не исправляются, не испытывают благодарности, очень часто избегают сотрудников учреждений и относятся к ним отчужденно или даже враждебно. К сожалению, и школа с трудом устанавливает партнерские отношения с такими детьми и их семьями т.к. часто школа не имеет инструмента для работы по разрешению напряженных ситуаций. В результате конфликтные ситуации либо замалчиваются, либо происходит развитие конфликта до такой степени, что разрешить его можно только силовыми методам. Постепенно рвутся социальные связи подростка с коллективом,друзьями, семьей, учителями и с каждым новым конфликтом этот разрыв увеличивается. Решением для этих проблем является школьная служба примирения. Деятельность Школьной Службы Примирения основана на принципах добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Служба Примирения создает условия для привлечения подростков в деятельность по изменению культурных норм школьной среды, а также участие школьников в деятельности службы является способом позитивной самореализации подростков, учит как выстраивать отношения и как реагировать в конфликтных ситуациях.
Есть существенные различия в формулировках и понимании "Школьной службы примирения" и "служб школьной медиации". Комментарии по этому поводу напишет Рождествина Анна Анатольевна, заместитель декана факультета высшего и дополнительного образования Поволжского (г.Саратов) юридического института (филиал) ФГБОУ ВПО "Российская правовая академия министерства юстиции Российской федерации".
Школьные службы примирения – российская модель восстановительной медиации вшколе[1]. Перваямедиация, проведенная школьниками-медиаторами, прошла 16 декабря 2002 года в 464 школе г. Москвы, и эту дату можно считать началом деятельности школьных служб примирения в России. По данным мониторинга, проведенного Всероссийской ассоциацией восстановительноймедиации, на 2011 год в разных регионах России действует 615 школьных и 61территориальная служба примирения[2]. За 2011 год ими входе разных восстановительных программ было разрешено более трех тысяч конфликтных и криминальных ситуаций, в которых участвовали около десяти тысяч человек. Служба примирения работает как по конфликтным, так и по криминальным ситуациям (кражи, драки, порча имущества, вымогательство и пр.) с участием несовершеннолетних. [1] Максудов Р. Коновалов А. Школьные службы примирения –российская модель школьной медиации. // М.: ФИРО, МОО «Судебно-правовая реформа», 2009[2] Мониторинг восстановительных практик // Вестниквосстановительной юстиции. Практики примирения: история и современность Выпуск 9. – М.: МОО «Судебно-правовая реформа», 2012. С. 117-119.
Уважаемые коллеги! Форма общения в данном семинаре (в виде форума), к сожалению, не позволяет подробно и полно пояснить многие важные и значимые моменты тех текстов, которые здесь представлены (включая ссылки на материал Р.Р.Максудова и А.Ю. Коновалова). Как одно из предложений к Вам и к УИМЦ г.Вольска - это провести семинар (бесплатный) для всех специалистов, курирующих службы школьной медиации г.Вольска и Вольского района. Мы совместно с Поволжским юридическим институтом готовы приехать в Вольск и провести такой семинар с тем, чтобы проговорить пояснения 1)по нормативным аспектам (т.к. исходя из текстов, которые здесь представлены, мы видим, что идёт не совсем верное понимание многих нормативных документов, а на некоторые документы хоть и ссылаются, но не знают их содержания, и, поэтому, представление о самой службе и о её деятельности формируется только на основе тех сведений, которые прочитаны в интернет); 2)по особенностям самой процедуры медиации и особенностям деятельности служб школьной медиации.
Я думаю, коллеги согласятся со мной - мы только начинаем работать в направлении создания и эффективного функционирования школьной службы медиации, и поэтому будем признательны за Вашу помощь в пояснении информации по данному вопросу.
Было бы замечательно( и я уверена,что многие коллеги со мной согласятся),если бы такой семинар прошёл в г.Вольске и были бы проработаны все нормативные аспекты , рассмотрены особенности самой процедуры медиации и сформированы навыки работы в этом направлении.
Рассмотрим основные этапы организации службы школьной медиациив образовательной организацииДля организации школьной службы медиации необходимо решить следующие задачи:
информировать работников образовательной организации, обучающихся и их родителей о службе школьной медиации;
мотивировать работников образовательной организации, обучающихся и их родителей к участию в деятельности службы школьной медиации и применению метода «Школьная медиация»;
провести обсуждение деятельности службы школьной медиации среди работников образовательной организации, обучающихся и их родителей (законных представителей);
организовать разработку согласований деятельности службы школьной медиации;
обучить сотрудников образовательной организации, обучающихся и их родителей (законных представителей) методу «Школьная медиация»;
установить сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.
Для решения указанных выше задач необходимо реализовать следующие ключевые мероприятия:1.Организация информационных просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам школьной медиации.1.1.Проведение ознакомительного семинара для всех педагогических работников образовательной организации;1.2.Организация ознакомительного семинара по школьной медиации для руководителя образовательной организации, его заместителей, психолога, социального педагога и 3 — 4 преподавателей;1.3.Организация информационного просветительского мероприятия для родителей и обучающихся образовательной организации, направленного на формирование мотивации к участию в работе службы школьной медиации.В результатереализации первого этапа создания службы школьной медиации в образовательной организации формируется инициативная группа работников этой организации, а также родителей обучающихся, готовых принимать активное участие в работе службы школьной медиации.2. Обучениеруководителя службы и ее будущих специалистов.2.1.Обучение руководителя службы школьной медиации и ее будущих специалистов — школьных медиаторов по программе «Школьная медиация»;2.2.Проведение цикла семинаров-тренингов для родителей, проявивших интерес к работе создаваемой службы школьной медиации с привлечением сотрудников образовательной организации, прошедших обучение по программе «Школьная медиация».3.Разработка согласований по формированию службы школьной медиации в образовательной организации.3.1.Рассмотрение вопроса о создании службы школьной медиации и ее дальнейшей деятельности органами государственно-общественного управления образовательной организации (советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным собранием, попечительским советом и другими);3.2.Утверждение Положения о службе школьной медиации, одобренное органом государственно-общественного управления образовательной организации.3.3. Решениеобщих организационных вопросов деятельности службы школьной медиации.4.Организация взаимодействия службы школьной медиации со всеми структурными подразделениями образовательной организации, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.5. Апробацияпрактической работы службы школьной медиации по вопросам предупреждения и разрешения конфликтов, а также первичная оценка эффективности деятельности службы школьной медиации.6. Обучениеметоду школьной медиации обучающихся и подготовка «групп равных».6.1.Формирование «групп равных» из учащихся образовательной организации по двум возрастным группам: 5 — 8 классы и 9 — 11 классы.6.2.Реализация программ обучения детей в «группах равных».
Роль детей-медиаторов, также как и взрослых медиаторов, заключается в том, чтобы помочь своим сверстникам с наименьшими потерями разрешить разногласия.
Обучающиеся могут принимать участие в деятельности служб школьной медиации, однако только в качестве волонтёров, а не как медиаторов, т.к. дети (обучающиеся) не могут быть медиаторами (согласно Федеральному Закону №193-ФЗ от 27.07.2010 года "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): Медиатором на непрофессиональной основе могут быть лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости, прошедшие специально еобучение. Осуществлятьдеятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет.
Слово медиация появилось не в законе. Оно известно с древних времен, в России насколько я помню с указов Екатерины (а до этого было слово "третей"). Поэтому в обществе медиаторы и примирители - были, есть и будут.
Теперь принят закон 193 ФЗ, который регламентирует понятие "медиатор" в определенных правовых рамках, которые указаны в его второй статье: Цитата 2. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений.
То есть, если вы применяете процедуру медиации к спорам, возникающим из указанных правоотношений, вы работаете в рамках этого закона и обязаны соответствовать его требованиям. Если вы не работаете по указанным спорам, то ваша деятельность этим законом НЕ РЕГУЛИРУЮТСЯ. В том числе проведение восстановительной медиации по общественно опасным деяниям (кражи, драки) между несовершеннолетними.
Но если слово "юный медиатор" (или "медиатор-ровесник") кому-то не нравится, то можно говорить "ведущий примирительных встреч" и пр. В том числе и "волонтер".
Присоединяюсь. Роль - очень еще и полезная для них лично: позитивная социализация, осознанная собственная значимость, а эмоции, переживания... принять, понять и помочь.