РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ВОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Руководитель – Шайкина Юлия Владимировна, социальный педагог МОУ «Гимназия имени Героя Советского Союза В.В. Талалихина г. Вольска Саратовской области"
Основная методическая тема, над решением которой работает методическое объединение социальных педагогов - «Профессиональная компетентность педагогов, как составляющая качества образовательной деятельности».
Цель деятельности районного методического объединения: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности социальных педагогов, роста их творческого потенциала через организацию систематической работы членов методического объединения, проведение тематических семинаров, работу творческих групп, организацию и проведение районных и городских мероприятий социально - педагогического значения.
Задачи:
- выявлять, изучать и обобщать передовой опыт, содействовать профессиональному росту и самореализации профессиональной культуры и педагогического мастерства социальных педагогов в рамках введения ФГОС;
- повышать профессиональную компетентность социальных педагогов города и района;
- разнообразить формы работы с кадрами в рамках методического объединения;
- обновлять систему методического сопровождения педагогов в соответствии с требованиями инновационной образовательной среды;
- продвигать инновационные технологии в профилактической работе по формированию социальной активности, здорового и безопасного образа жизни несовершеннолетних;
- совершенствовать систему профилактики семейного и детского неблагополучия.
- оказывать методическую помощь педагогам в овладении новыми теоретическими знаниями, методиками и социально-педагогическими технологиями;
- обобщать и распространять передовой опыт социальных педагогов города и района.
Основные направления социально - педагогической деятельности:
1. Образовательно-воспитательная - обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых, содействие педагогической деятельности всех социальных институтов, образовательных учреждений. Стремление полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности общества, воспитательный потенциал микросреды, возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса.
2. Диагностическая – постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личных особенностей, выявление позитивных и негативных влияний, проблем.
3. Прогностическая – разработка программ, проектов, планов развития личности ребенка, групп детей; планирование собственной социально-педагогической деятельности на основе глубокого анализа результата предыдущей деятельности.
4. Охранно-защитная – использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиты прав и законных интересов ребенка и личности ребенка, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные действия, бездействия.
5. Посредническая – осуществление связей в интересах ребенка между родственниками, учреждениями, ближайшим окружением.
6. Организационная – организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социальной помощи, поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов и программ.
7. Коммуникативная – установление контактов для оказания поддержки и помощи семье и детям, обмена информации, включения различных институтов общества в деятельности социальных служб; выстраивание взаимоотношений с воспитанниками на основе диалога и сотрудничества.
8. Социально-педагогическая – выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности, привлечение учреждений, организаций, специалистов к работе с ними.
9. Социально-психологическая – консультирование и коррекция межличностных отношений, помощь в социальной адаптации нуждающихся.
Примерный перечень
документов по организации работы ОУ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (для социального педагога)
- Должностная инструкция социального педагога, с учетом требований профессионального стандарта
- Программа деятельности социального педагога по профилактике правонарушений несовершеннолетних (принятая на педагогическом совете и заверенная директором).
- Положение «О постановке обучающихся и семей на ВШК», заверенное директором, принятое на педагогическом совете и «пакет» документов к нему.
- Организация работы Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних (положение, приказ о составе Совета, протоколы, решения и т.д.).
- Социальный паспорт ОУ (сведения о контингенте обучающихся: численность и состав: дети, оставшихся без попечения родителей; количество семей и детей, в СОП, многодетные и малообеспеченные семьи, дети-инвалиды, опекаемые, дети, требующие особого педагогического внимания, дети, состоящие на ВШК и т.д.)
- Планирование работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних (годовой план воспитательной работы, профилактика правонарушений, план работы социального педагога, план Совета профилактики, и т.д.)
- Планирование работы ОУ по межведомственному взаимодействию учреждения по вопросам раннего выявления и профилактике правонарушений несовершеннолетних.
- Анализ причин и характера правонарушений несовершеннолетних, в том числе, по которым вынесено решение суда (принятые меры по каждому конкретному случаю – ИПР, сопровождение, журнал консультаций с отметкой о предпринятых действиях и т.д.).
- Организация и контроль досуга несовершеннолетних, состоящих на профилактических учётах.
- Эффективность деятельности педагога-психолога и социального педагога (аналитические справки по результатам работы).
- Организация работы с несовершеннолетними, пропускающими занятия по неуважительным причинам (персональный учет посещаемости и успеваемости; протоколы заседания педагогического совета ОУ, малых педсоветах, Совета по профилактике, родительского комитета и т.д., где рассматриваются эти учащиеся; анализ причин пропусков, журнал консультаций, анализ эффективности принятых мер).
Нормативные документы, используемые при организации профилактической деятельности в системе образования
Международные документы.
- Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
Федеральные документы
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
- Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995г.
- ФЗ от 21 декабря 2004 г. № 170-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- ФЗ от 22 июля 2005 г. № 120-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
- ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 года
№ 520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года и плана мероприятий на 2017 – 2020 годы по ее реализации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2014 г. № 658 «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. № 1375-р «Об утверждении Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия Детства»;
- Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года»; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г.
№ 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей»; - Закон по Саратовской области «О мерах по защите нравственности детей в Саратовской области (с изменениями на 2 марта 2017 года)».
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации
от 7 июня 2019 № 04-474 «О методических рекомендациях», которое содержит Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования».
Региональные документы
- Закон Саратовской области «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области (с изменениями на 26 марта 2020 года),
- «Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями на территории Вольского муниципального района Саратовской области", утвержденный Постановлением администрации ВМР от 02.03.2015 г. №225/10-04.
Документация социального педагога образовательного учреждения
(примерный перечень)
Планирование работы:
1. Анализ работы за 3 предшествующих учебных года (аналитический и статистический).
2. Планы работы социального педагога на учебный год, в который включена совместная работа с администрацией школы, психологом, классными руководителями, медицинским работником, план работы Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних, план работы с учащимися «группы риска», план работы с опекаемыми детьми и оставшихся без попечения родителей, план работы с ведомствами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних инспекторами и другими организациями, план работы социального педагога по профилактике алкоголя, табакокурения, наркомании).
3. План работы на месяц, неделю.
4. Циклограмма работы на неделю.
Материалы основной деятельности:
- Социальный паспорт школы за 3 года.
2. Картотека (списки учащихся по категориям):
– из многодетных семей;
– из малообеспеченных семей;
– из неблагополучных семей;
– дети с ограниченными возможностями;
– опекаемые дети;
– состоящие на внутришкольном учете в школе;
– состоящие на учете в ПДН и КДН и ЗП;
– дети «группы риска»; - Программы индивидуальной социально-педагогической помощи, социально-психологического сопровождения обучающегося (семьи), состоящего на внутришкольном учёте.
- Журнал учёта обучающихся и семей СОП, состоящих на профилактических учётах.
- Протоколы Советов Профилактики (оформляются в соответствии с требованиями оформления протоколов, т.е. с указанием порядкового номера заседания, состава заседающих лиц, приглашенных на Совет, указывается повестка заседания, которая должна начинаться с анализа выполнения ранее принятых решений. При рассмотрении персональных дел учащихся указывается, кто из родителей или лиц их заменяющих был приглашен, какое решение принято, и кто ответственен за выполнение решения Совета профилактики и сроки выполнения данного решения).
- Акты обследования жилищно-бытовых условий семьи, включающие полную информацию (дата проведения рейда, состав участников рейда, список семей, которые планировали посетить с отметкой о результатах посещения (удалось посетить родителей или лиц их заменяющих или нет). Все сведения отмечаются в личных делах обучающихся.
- Информация о занятости обучающихся, состоящих на профилактических учетах, во внеучебное время (материалы о летней занятости обучающихся).
- Анализ успеваемости, посещаемости учащихся «группы риска», состоящих на профилактических учётах.
- Информация о совершенных преступлениях и правонарушениях учащихся. Статистический отчет: цифровые данные ОМВД о количестве случаев преступлений, дата свершения преступления, правонарушения, впервые или повторно совершил преступление или правонарушение, состоял ли на учете в школе или в ПДН на момент совершения преступления или правонарушения, категория семьи, чем занят учащийся во внеурочное время.
- Материалы выступлений на педагогических совещаниях, семинарах, родительских собраниях, классных часах и т.д.
- Журнал учёта проводимой профилактической работы: записи о проведенных беседах, консультациях. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем. Журнал консультаций, с указанием темы консультации, для кого была проведена.
- Отчётная ежемесячная документация (информационные справки по выявлению фактов проявления агрессии обучающихся в отношении учителей и обучающихся по выявлению фактов жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей, о пропусках уроков без уважительной причины и т.д. ).
- Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы.
- Методические материалы для классных руководителей, родителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях.
Анализ деятельности районного методического объединения социальных педагогов ОУ ВМР
Анализ деятельности РМО социальных педагогов в 2020 -2021 г.г.