Медиабезопасность
Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет (Рекомендация Rec (2006) 12 Комитета министров государствам-членам Совета Европы по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде от 27.09.2006.
Медиаобразование выполняет важную роль в защите детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации, способствует осознанному участию детей и подростков в медиасреде и медиакультуре, что является одним из необходимых условий эффективного развития гражданского общества. Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права (Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в Интернете, Решение Европейского парламента и Совета № 276/1999/ЕС о принятии долгосрочной плана действий Сообщества по содействию безопасному использованию Интернета посредством борьбы с незаконным и вредоносного содержимого в рамках глобальных сетей).
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").
Такую защищенность ребенку должны обеспечить, прежде всего, семья и школа. Это задача не только семейного, но и школьного воспитания. Проведение уроков медиабезопасности планируется в образовательных учреждениях на постоянной основе, начиная с первого класса, в рамках школьной программы (в том числе уроков ОБЖ).
Цель проведения уроков медиабезопасности – обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
Задачи уроков медиабезопасности:
1) информирование учащихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Российской Федерации, а также о негативных последствиях распространения такой информации;
2) информирование учащихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания);
3) ознакомление учащихся с международными принципами и нормами, с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы информационной безопасности несовершеннолетних;
4) обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, другими электронными средствами связи и коммуникации, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического насилия);
5) профилактика формирования у учащихся интернет-зависимости и игровой зависимости (игромании, гэмблинга);
6) предупреждение совершения учащимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования в ПЭВМ и организации работы
Перечень документации, необходимой в школе при использовании информационных технологий.
Документация по ИКТ в школе едина, но можно выделить 3 группы:
- Административные локальные акты, регламентирующие работу в сети Интернет (с подписью директора);
- Административные локальные акты общего характера (с подписью директора);
- Документация кабинета информатики и кабинетов в ОУ, оснащённых средствами ИКТ.
1. Административные локальные акты, регламентирующие работу в сети Интернет
1) Приказ о назначении сотрудника ОУ, ответственного за обеспечение работы точки доступа к сети Интернет;
2) Приказ об учёте использования Интернет-ресурсов;
3) График обучения работников работе в сети Интернет;
4) Правила (регламент) использования сети Интернет;
5) Приказ об утверждении должностной инструкции (или инструкции) сотрудника ОУ, ответственного за обеспечение работы точки доступа к сети Интернет и внедрение средств контентной фильтрации;
6) Инструкция по локальной диагностике работоспособности (сервер включительно);
7) Инструкция по запуску и обновлению антивирусного программного обеспечения;
8) Журнал программного учета выхода в сеть Интернет работников ОУ;
9) Регламент учета и контроля Интернет-трафика в ОУ;
10) Приказ о назначении ответственного лица за внедрение системы контентной фильтрации;
10) Приказ о системе контентной фильтрации сети Интернет в ОУ с кратким описанием системы;
11) Графики работы с ресурсами сети Интернет учащихся и работников, размещённые на доске объявлений ОУ;
12) Договор с компанией интернет-провайдером на предоставление услуги Интернет и приложение с регистрационными данными ОУ.
2. Административные локальные акты общего характера
1) Должностная инструкция инженера (системного администратора) школы ;
2) Положение о мультимедиатеке школы;
3) Положение об информационно-аналитической службе школы
4) Положение об информационо-ресурсном узле (сайте) школы
5) Положение об обработке персональных данных в информационных системах ОУ (Положение о защите персональных данных работников и учащихся при размещении их на информационном ресурсе (сайте школы) и использования в иных информационных системах (общедоступные на сайт и конфеденциальные пд в личное дело или базу данных)
6) Должностная инструкция учителя Информатики;
7) Инструкция для сотрудников ОУ о порядке действий при осуществлении контроля использования обучающимися сети Интернет (2-й экземпляр в кабинет информатики, в кабинетах, оснащенных выходом в Интернет);
8) Положение о Совете образовательного учреждения по вопросам регламентизации доступа к информации в сети Интернет(2 экземпляр в кабинет информатики)
9) Приказ о назначении зам. директора по информатизации в ОУ (если есть);
10) Должностная инструкция заместителя директора ОУ по информатизации.
3. Документация кабинета информатики и и кабинетов в ОУ, оснащённых средствами ИКТ
1) Правила эксплуатации персональных компьютеров;
2) Инструкция для сотрудников ОУ о порядке действий при осуществлении контроля использования обучающимися сети Интернет;
3) Требования правил техники безопасности и охраны труда к кабинету информатики;
4) Положение о кабинете информатики;
5) Правила использования сети Интернет в ОУ;
6) Регламенты работы по запуску и обновлению антивирусного программного обеспечения;
7) Инструкция по охране труда при работе в кабинете информатики, включая переферийные устройства (для учащихся и для педагогов отдельно);
8) Инструкция по ознакомлению с нормативными актами, регламентирующими доступ к сети Интернет (для учащихся и для педагогов могут быть различными)
9) Паспорт учебного кабинета информатики;
10) Справка о техническом состоянии кабинета информатики;
11) Тематическое планирование по информатике и ИКТ;
12) Журнал инструктажа по технике безопасности с росписями учащихся;
14) Журнал учёта выхода в Интернет с росписями выходившего
15) Журнал антивирусной защиты