В.А. Сухомлинский
/psicholog/ehkzameny_rekomendacii.docСоветы психолога при подготовке к ЕГЭ, ОГЭ.
Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке
Советы психолога в работе с неуспевающими учениками
Пути развития учебной мотивации
Какими способностями должен обладать учитель
Учителю в работе с агрессивными детьми. Маленькие драчуны
Показатели эффективности оценивания младшего школьника педагогом
Советы учителям начальных классов
Как вести себя с агрессивным ребёнком?
- Запрет лишь усугубит проблему
- Санкция должна соответствовать поступку
- Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребёнка, не используйте агрессивные методы воспитания
- Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт).
- Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства ребёнка, наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах
- Используйте удивление для реагирования. Агрессию попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребёнка
- Требуя чего-либо, учитывайте возможности ребёнка
- Пытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребёнка в нужное русло
- Дайте понять ребёнку, что он любим
Как вести себя с конфликтным ребёнком?
- Старайтесь объективно оценивать ситуацию и не делайте поспешных выводов (не выносите приговор)
- Не обсуждайте проблемное поведение при ребёнке
- Объясняйте конструктивные способы разрешения споров
- Иногда не надо вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением сорящихся детей
- Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребёнка
- Помните, что внимание необходимо каждому в равных долях
Как вести себя с тревожным ребёнком?
- Выясните причину тревожности
- Не используйте ярлыки, так как ребёнок не может быть плохим во всём
- Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребёнка
- Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей ребёнка
- Не используйте ребёнка в качестве инструмента реализации собственных нереализованных возможностей, упущенных в прошлом
- Если необходимо, обратитесь с ребёнком к специалисту, но не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся у ребёнка проблеме
- Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоящем и будущем зависит от вас
Как вести себя с застенчивым ребёнком?
- Не давите на ребёнка собственным авторитетом
- Не упрекайте по мелочам, не используйте авторитарные методы воспитания
- Отмечайте успехи, пусть даже они и незначительны
- Подчёркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках
- Говорите об ошибках позитивно. Не ошибается тот, кто ничего не делает
- Апеллируйте к мнению ребёнка, спрашивайте у него совета
- Старайтесь повысить уровень самооценки. Учите его уважать себя
- Формируйте его уверенность в себе. Акцентируйте внимание на его сильных сторонах, компенсируя этим его недостатки
- Наметьте совместный план действий с ребёнком и другими взрослыми близкими ребёнку
- Не отвергайте ребёнка и не разочаровывайтесь в нём, не критикуйте вслух, не создавайте ситуаций, где ребёнок мог стать объектом насмешек
Как вести себя с упрямым ребёнком?
- Задумайтесь, не упрямы ли вы сами и не делайте ребёнка жертвой собственных конфликтов
- Не объявляйте войну упрямству, а задумайтесь, что мучает ребёнка? Ищите источник стресса. Поймите ребёнка и проявите чуткость
- Переключите упрямство ребёнка на что-то захватывающее и интересное для него. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства. Не забудьте похвалить, если он выполнил ваше задание
Как вести себя с нервным ребёнком?
- Найдите причины нервности и пытайтесь сглаживать их
- Не ущемляйте достоинства и самолюбия ребёнка, не управляйте ребёнком, словно роботом, не требуйте невыполнимого и не разжигайте ревность к другим детям
- Воспитывайте наедине, не злоупотребляйте бесконечными «нельзя» и «можно»
- Создавайте ребёнку психологический комфорт и всё время помните, что вы – пример для подражания. Всегда будьте доброжелательны и тактичны
- Найдите со всеми взрослыми единый воспитательный подход к ребёнку
- Помните, что в учебной деятельности учащихся со слабой нервной системой нельзя ставить в ситуацию, требующую быстрого ответа. Им необходимо предоставлять достаточное время на его обдумывание и подготовку. Им по возможности необходимо предлагать давать ответы в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного. По возможности спрашивать в начале урока, в начале дня
- Чаще поощрять, в том числе, за старательность, даже если результат далёк от желаемого, а в случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни – явления достаточно частые и не повод для отчаяния
Если ребёнок «устраивает сцены»?
- Не создавайте сами опасных претендентов и ограничьте круг запретов
- Не утешайте ребёнка запретными вещами
- Умейте переключить внимание ребёнка
- То, что разрешили вчера, разрешите и сегодня
- Запреты всех взрослых должны быть одинаковы
- Гасите воинственность ребёнка своим спокойствием
- Требования должны быть эмоционально привлекательными
- Чаще говорите «можно»
Как вести себя с невнимательным ребёнком?
- Хвалите ребёнка в каждом случае, когда он этого заслужил, особенно за виды деятельности, требующие концентрации внимания
- Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя»
- Говорите сдержанно, спокойно, мягко
- Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он его мог завершить
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Л.А. Венгер) Физиологическая готовность к школе
Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
Педагогическая готовность
Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать (у него должна быть развита речь), писать (у него должна быть развита мелкая моторика), считать (владеть навыками счета)– это и есть педагогическая готовность.
Психологическая готовность
- личностную готовность
- интеллектуальную готовность
- мотивационную готовность
Личностная готовность
- умение строить отношения с учителем (умение регулировать свои действия и свое поведение, умение воспринимать учебную задачу)
- false SemiHidden=heading 9 Priority=w:LsdException Locked=false Name=Medium Grid 1 Accent 2false69 SemiHidden=falsefalsefalse Priority= SemiHidden=false Name= UnhideWhenUsed=Book Titlenbsp; nbsp; quot;,mso-margin-top-alt:auto;mso-margin-bottotruefalsefalse UnhideWhenUsed=false UnhideWhenUsed=falsefalse Name=Medium Grid 1 Accent 5/> Name=Book Titlenbsp; «nbsp; quot;;mso-fareast-language:RUquot;serifquot;; mso-fareast-language:RUm-alt:auto; line-height:normalmso-margin-top-alt:auto;mso-margin-bottom-alt:auto; line-height:normal;mso-list:l1 level1 lfo1;tab-stops:list 36.0ptquot;Times New Romanpt;font-family:"Times New Roman","serif"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки). Но у некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Это говорит о том, что дети испытывают дефицит внимания, любви, поддержки, эмоциональной защищенности со стороны взрослых. Низкая самооценка, сформированная на протяжении дошкольного детства, может стать причиной неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем проявлении – отказ от деятельности. Родители, чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.
Интеллектуальная готовность
- дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона
- концентрация внимания
- аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями
- логическое запоминание
- сенсомоторная координация
- умение воспроизводить образец
- развитие мелкой моторики рук
Мотивационная готовность
У ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Т.е. у него должна быть сформирована мотивация учения – интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. Также, на рубеже 6 лет формируется внутренняя позиция школьника – эмоционально-благополучное отношение к школе, минимальное стремление к игровым и развлекательным (дошкольным) элементам деятельности, ребенок осознает необходимость учения, понимает ее важность и социальную значимость. Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе.
Что должен знать и уметь ребенок к началу школьного обучения
1. Уметь назвать себя (полное имя, отчество, фамилия). Уметь полностью назвать маму, папу, бабушку.
2. Знать времена года, количество и названия месяцев в году, дней в неделе. Знать, какое сейчас время года, какой сейчас месяц, какой сегодня день. Уметь ответить на вопросы типа «Когда птицы улетают на юг?», «Когда холодно и идет снег?», «В какой день люди отдыхают и не ходят на работу?», «В какое время года листья желтеют и опадают?» и т. д.
3. Уметь прочитать (можно по слогам) небольшой и очень простой текст из нескольких предложений. (Есть большое количество школ, при поступлении в которые данный навык необязателен, но очень желателен).
4. Быть в состоянии написать (или скопировать) простую фразу. Например: «Он ел суп», «Миша мыл окно».
5. Прямой и обратный счет в пределах двадцати (1,2,..., 20; 20, 19, ..., 1).
6. Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.
7. Владеть навыком обобщения по признаку: из предложенных картинок ребенок должен уметь выбрать те, которые что-то объединяет. Например, если предложены картинки с трамваем, колесом, яблоком, кошкой и автобусом, то ребенок должен отложить в сторону трамвай и автобус и сказать, что это — транспорт, или средства передвижения, или «на них ездят люди». Если предложен ряд слов: «туфли, сапоги, тапочки», то ребенок должен подобрать слово, которое относится к ним ко всем. В данном случае это слово «обувь».
8. Владеть навыком исключения из ряда. Предложен ряд слов: «сыр, масло, пластилин, колбаса». Ребенок должен не только исключить «лишнее» слово «пластилин», но и (главное!) объяснить, почему лишним является именно оно. «Пластилин лишний потому, что из него лепят. Он несъедобный. А все остальное — это еда. Ее едят».
9. Находить сходство и различия между предметами:
— что общего между морковкой и картошкой?
— они оба овощи, их едят, из них варят суп, они растут в земле, у них есть кожура и т. д.;
— а чем они отличаются друг от друга?
— отличаются формой. Морковка такая треугольная, а картошка круглая или овальная. А еще отличаются цветом. Морковка оранжевая, а картошка коричневая.
10. Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. В некоторых школах детям предлагают сначала расположить картинки в нужном порядке, а потом рассказать по ним историю. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Очень поощряется хотя бы упоминание об эмоциональном состоянии героев («На этой картинке девочка грустная, потому что у нее улетел шарик», «Мальчик очень обиделся», «Дети обрадовались, что им построили горку» и т. д.).
11. Знать основные геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и видеть их сочетания (на этой картинке два треугольника и один квадрат). Уметь их нарисовать.
12. Запомнить 5—7 из 10 четко названных простых слов.
13. Запомнить и назвать не менее шести из 12 картинок, одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.
14. Уметь рассказать наизусть небольшое стихотворение.
15. Уметь отвечать на вопросы типа «Что бывает раньше — обед или ужин? Весна или лето?», «Кто больше — корова или коза? Птица или пчела?», «У коровы детеныш — теленок. А у лошади?».
16. Знать 10—12 основных цветов.
17. Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела (включая шею, пальцы и т. д.).
Если ребенок уверенно владеет всеми выше перечисленных навыками и умениями, то, скорее всего, в школу он успешно поступит и учиться в первом классе будет без особых учебных проблем.
text-align:justify