Методические рекомендации по организации психологической атмосферы на уроке
Методические рекомендации по работе с детьми "группы риска", состоящими на учете ВШК, ПДН
Методические рекомендации по индивидуальной работе с педагогически запущенными детьми
Вопросник-характеристика младшего школьника (для обследования неуспевающих младших школьников)
Программа для составления психологического портретаМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ
СУИЦИДАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Критерии выявления несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению
Более всего восприимчивы к суициду подростки, у которых присутствуют следующие факторы:
· Ранние попытки к суициду;
· Суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;
· Суициды в семье или в окружении друзей;
· Алкоголизм;
· Хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов;
· Аффективные расстройства, неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой, тяжёлые депрессии;
· Хронические или смертельные болезни близких родственников;
· Тяжёлые утраты, например смерть любимого человека, особенно в течение первого года после потери;
· Семейные проблемы;
· Психические заболевания: маниакально-депрессивный психоз, шизофрения.
Статистика указывает, что большинство подростков, предпринявших попытки суицида страдали от депрессии. Депрессия часто начинается постепенно, проявляясь в тревоге и унынии. Подростки могут не осознать её начала.
Признаками эмоциональных нарушений являются:
· Потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
· Частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
· Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
· Постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
· Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку;
· Нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
· Погруженность в размышления о смерти;
· Отсутствие планов на будущее;
· Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.
Признаки депрессии у детей и подростков
Печальное настроение
Потеря свойственной детям энергии
Внешние проявление печали
Нарушение сна
Соматические жалобы
Изменение аппетита или веса
Ухудшение успеваемости
Снижение интереса к обучению
Страх неудачи
Чувство неполноценности
Самообман – негативная самооценка
Чувство «заслуженной отвергнутости»
Чрезмерная самокритичность
Сниженная социализация, замкнутость
Агрессивное поведение, отреагирование в действиях
ПОДРОСТКИ
Печальное настроение
Чувство скуки
Чувство усталости
Нарушение сна
Соматические жалобы
Неусидчивость, беспокойство
Фиксация внимания на мелочах
Чрезмерная эмоциональность
Замкнутость
Рассеянность внимания
Агрессивное поведение
Непослушание
Склонность к бунту
Злоупотребление алкоголем или наркотиками
Плохая успеваемость
Прогулы в школе
Алгоритм действий классного руководителя, социального педагога при работе с детьми, склонными к суицидальному и аддиктивному поведению.
3. Рассказать родителям «Алгоритм действий родителей детей, склонных к суицидальному и аддиктивному поведению».
Рекомендации классному руководителю, социальному педагогу по ведению беседы при работе с детьми,
склонными к суицидальному и аддиктивному поведению.
· В то же время разговор должен быть уверенным.
· К разговору стоит подготовиться.
· Следует показать ребенку, что, не смотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями.
· Важной задачей такого разговора является уговорить ребенка обратиться за помощью - к школьному психологу либо родителям. Это должно так же происходить без сильного давления, но настойчиво.
Алгоритм действий родителей детей, склонных к суицидальному и аддиктивному поведению.
1. Беседа с ребенком.
2. После спокойной беседы с ребенком следует отвести его к врачу (врач-нарколог, психиатр, врач-психотерапевт) для оказания адекватной в данном случае медицинской помощи.
3. Попросить у врача информацию о том, где можно найти квалифицированных психологов по данному вопросу в данной территории. В случае отсутствия информации, обратиться в отдел здравоохранения, образования, либо найти психолога самостоятельно.
4. Так же необходимо посетить психолога самому родителю, а при необходимости пройти курс психотерапии для избежания возникновения синдрома созависимости и формирования адекватного поведения родителей с проблемным ребенком.
Рекомендации родителям по ведению беседы с детьми, склонными к суицидальному и аддиктивному поведению
Первый разговор стоит проводить в случае, если вы уверены, что ваши подозрения не напрасны.
• Разговор должен быть абсолютно спокойным, ни в коем случае нельзя повышать голос - такой способ не будет иметь необходимого результата, так как ребенок, ощущая враждебность родителей, ничего не расскажет, или же родитель, таким образом, может попросту добиться рецидива.
• В то же время все ваши подозрения и претензии вы должны предъявлять ребенку уверенно, возможно даже жестко. Это даст ребенку понять, что его контролируют, и все, что с ним происходит, не остается без внимания родителей.
• К такому разговору стоит тщательно подготовиться. Можно заранее записать для себя на листе бумаги все происходящие события с указанием дат.
• Следует показать ребенку, что несмотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями.
• В случае, если вы подозреваете своего ребенка в употреблении ПАВ, то наиболее вероятно, что в результате первого разговора будет категорическое отрицание факта приема наркотиков. В этом случае следует сказать примерно следующее: «Я тебе верю, и все же ты понимаешь, что наркоманов вокруг очень много, и я беспокоюсь за тебя и твое будущее, тем более, что в последнее время ты начал вести себя необычно. Мы хотели бы, чтобы ты прошел экспертизу для того, чтобы убедить нас в нашей неправоте и успокоить. Это будет лучше, чем любые слова и обещания. Если тесты докажут, что мы неправы, то мы извинимся за наши подозрения и успокоимся».
• Важно, чтобы наркологическая экспертиза была проведена в течение трех суток после эпизода, который вы расцениваете как состояние наркотического опьянения.
• Если же у ребенка наблюдается суицидальное поведение, конечной целью разговора станет договоренность с ребенком о том, что он начнет посещать консультации психолога. Пример: «Мы готовы тебе помочь во всем, ты можешь обращаться к нам в любое время. И все же нам кажется, что тебе стоит так же обратиться за помощью к специалисту, который будет беспристрастен и опытен в решении таких вопросов».
Алгоритм действий для педагогов в случае возникновения суицидальных явлений в школе.
Уважаемые педагоги, если в вашем образовательном учреждении проявил попытку суицида, Вам необходимо действовать следующим образом:
1. Соблюдать спокойствие.
2. Оказать первую медицинскую помощь на месте (школьная медицинская сестра), срочно вызвать скорую помощь (тел. 0-3).
3. Поставить в известность администрацию школы, начальника управления образования.
4. Сообщить родителям ребенка о случившемся.
5. В школе создать комиссию по расследованию несчастного случая для выяснения причин случившегося
6. &nbsspan style=/span>MsoNormalCxSpMiddlep; При необходимости сообщить в инспекцию по делам несовершеннолетних.
Глоссарий.