Среда, 20.09.2017, 10:24
Главная Мой профиль Выход RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Январь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Главная » 2015 » Январь » 26 » Дистанционный семинар – практикум для педагогов-психологов ДОУ» Решение поведенческих проблем у детей: страхи, тревожность, агрессия».
14:15
Дистанционный семинар – практикум для педагогов-психологов ДОУ» Решение поведенческих проблем у детей: страхи, тревожность, агрессия».

Дистанционный семинар для педагогов-психологов ДОУ» Решение поведенческих проблем у детей: страхи, тревожность, агрессия» будет проходить с 09.02.2015 – 11.02.2015г.

План проведения семинара:

09.02.2015г. будут рассмотрены следующие вопросы:

  • Страх и причины его возникновения в дошкольном возрасте;
  • Методы коррекции детских страхов у дошкольников;
  • Рекомендации педагогам и родителям.

 

10.02.2015г. будут рассмотрены следующие вопросы:

  • Агрессия у дошкольников: особенности, причины;
  • Работа педагога-психолога с агрессивными детьми: диагностика, коррекция;
  • Помощь родителям агрессивных детей: рекомендации воспитателям и родителям;

 

11.02.2015г. будут рассмотрены следующие вопросы:

  • Причины тревожности у дошкольников;
  • Формы проявления (виды) тревожности;
  • Методы диагностики тревожности;
  • Способы профилактики и коррекции тревожности;
  • Рекомендации родителям и воспитателям.

Рефлексия, подведение итогов работы семинара - практикума.

 Приглашаем принять активное участие в работе дистанционного семинара - практикума! Ждем от Вас интересные материалы, активные обсуждения и комментарии.

Психологическая служба УИМЦ.

Просмотров: 2363 | Добавил: УИМЦ | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 731 2 3 ... 7 8 »
2
1  
Здравствуйтеуважаемые коллеги! Рада Вас приветствовать на нашем первом дистанционном
семинаре «Решение поведенческих проблем у детей: страхи, тревожность,
агрессия».  Будем с Вами работать три дняс 9 по 11 февраля 2015г. согласно нашему плану. Призываю Вас быть активными! Делитесь
опытом своей работы, комментируйте материалы и высказывания своих коллег,  выкладывайте интересные наработки и ссылки.Надеюсь на плодотворную работу! С уважением, Ева Михайловна.

2
2  
Детские страхи и способы их коррекции удетей младшего школьного возраста    В современное время ребенок подвергаетсявлиянию множества неблагоприятных факторов, которые могут привести к задержке
развития потенциальных возможностей личности. Сейчас многие ученые отмечают,
что повышается рост числа детей с разнообразными страхами, которые ведут к
повышенной возбудимости и тревожности.    Термин «Страх» является схожим по значениюк термину «тревога». Однако тревога заключается в отрицательном эмоциональном
состоянии, возникающем в ситуации неотчетливой опасности и в ожидании плохого
развития событий. Состояние тревоги отличается от страха тем, что у нее нет
конкретного предмета. Страх же, предполагает существование определенного
объекта, человека или события, который пугает.    Большинство детских страхов обусловленовозрастными особенностями развития и носят временный характер. При правильном
подходе к пониманию причин их появления, детские страхи исчезают.Однакотакже существуют устойчивые невротические страхи. Такие страхи служат симптомом
неблагополучия: физическое, психологическое, моральное истощение ребенка;
неправильная позиция родителей при воспитании детей, их неосведомленность в
психологических и возрастных особенностях своего ребенка, наличие у родителей
собственных страхов, конфликтное взаимоотношение в семье. Такие страхи
переносятся детьми болезненно и могут сохранятся долгое время, при этом они
искажают личность ребенка, а также отрицательно влияют на развитие его мышления
и эмоционально-волевой сферы. В данном случае, ребенку требуется помощь
профессионального психолога.

1
3  
Коллеги,предлагаю рассмотреть основные причины детских страхов:-          Конкретный случай, пугающий ребенка(например: укусила собака). Данные страхи быстрее и эффективнее корректируются.
В этом случае не всегда развивается стойкий, заметный страх для окружающих.
Так, как это во многом зависит от индивидуальных особенностей характера ребенка
(медленная переключаемость внимания, мнительность, низкая самооценка, пессимизм
и т. д.).-          Внушенные страхи. Как правило,их источником являются взрослые (родители, родственники, воспитатели). Они
бывают непроизвольно, а иногда и с бурными эмоциями, предостерегают ребенка от
опасности. При этом, взрослые не обращают внимания на то, что его напугало
больше: опасность или реакция на нее взрослого. В итоге ребенку не понятна
данная ситуация, но он уже чувствует тревогу. Таким образом, у него возникает
страх, который может зафиксироваться и распространиться на дальнейшее поведение
в подобных ситуациях. Как правило, такие страхи закрепляются на всю жизнь.-          Детская фантазия. Бываютслучаи, когда ребенок воображает себе предмет страха. Например, в детском
возрасте многие боялись темноты, где оживали монстры и призраки. Но каждый
ребенок по-своему реагирует на такие вымыслы. Одни сразу их забывают, а у
других это может привести к непоправимым последствиям.-          Внутрисемейные конфликты.Иногда ребенок боится оказаться причиной конфликтов между родителями или
чувствует себя виноватым в сложившихся ситуациях.-          Взаимоотношения со сверстниками.Когда  коллектив не принимает ребенка,постоянно конфликтует с ним, тогда у него пропадает интерес к детскому саду,
появляется страх быть униженным. Причиной появления страха могут быть и сами
дети. Например, один ребенок может запугивать другого разными страшными
историями.-          Неправильное воспитание идеструктивное отношение к ребенку. Детские страхи могут возникнуть как принедостатке внимания родителей (гипоопека), так и при излишней внимательности
(гиперопека), а также при жестоком отношении к ребенку.-          Наличие невроза. Этопсихологическое расстройство должны диагностировать и лечить медицинские
работники. Невроз проявляется через те страхи, которые не являются нормой для
данного возраста ребенка. А также очень сильное проявление и переживание
страхов. На патологический страх указывают его крайние способы выражения
(например: ужас, эмоциональный шок, потрясения) или затяжное течение,
непроизвольность, полное отсутствие контроля со стороны.

23  
Жизнь без эмоций не возможна. Эмоции, утверждалзнаменитый естествоиспытатель Ч.Дарвин, возникли в процессе эволюции как
средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или
иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Одним из
эмоциональных состояний младших школьников является страх. Понятие страха
разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном
словаре по психологии под редакцией В.В.Юрчук мы находим, что страх –
аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах
превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую
экзистенцию у субъекта. Наиболее полной можно считать классификацию страхов
А.Захарова.Известно, что страх является причиной многих нарушенийздоровья в физико-психической сфере и тем самым – причиной многих заболеваний:
нервных нарушений в физическом и душевном развитии, боли в животе, головные
боли. Страх сказывается и на личностном развитии ребёнка, наблюдается слабая
контактируемость с окружающими, повышенная неуправляемость и агрессивность,
нарушение сна, эмоциональное заторможение, агрессивность, депрессивные
состояния, речевые расстройства. Мышление теряет свою гибкость, становится
скованным бесконечными опасностями, предчувствиями и сомнениями. Восприятие
лишается целостности и непосредственности, уменьшается познавательная
активность, любознательность, любопытство.  В психолого-педагогической литературе предлагаетсямножество методик по коррекции и профилактике детских страхов. В дошкольном возрасте страхи наиболее успешноподвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше
обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий
характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои
поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет
весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования
чувства ответственности. Т.В.Талалихина

4  

Ночные страхи и ночные кошмары
В чем отличия междуночными страхами и кошмарами? Что способствует их появлению и что помогает их
избежать? Когда следует обратиться к специалисту? Ответы на эти и другие вопросы.
Что такое ночные страхи. Ночныестрахи - это частичное пробуждение ребенка, выраженное в следующих моделях
поведения: крик, слезы, паника, хождение по комнате, бормотание, метание по
кроватке. Такое поведение обычно проявляется в течение 2-х первых часов сна.
Такие эпизоды безобидны и обычно заканчиваются глубоким сном. Они считаются
частью естественного процесса роста до возраста 6 лет.

Для ночных страхов характерны следующиечерты:
- Ваш ребенок напуган, но его невозможно ни разбудить, ни успокоить.
- Глаза ребенка широко раскрыты, но он не видит вашего присутствия рядом.
- Предметы и люди в комнате могут казаться пугающими.
- Эпизод длится от 10 до 30 минут.
- Ребенок в основном не помнит утром, что с ним что-то происходили.

Как помочь ребенку справиться с ночнымстрахом:
- Помогите ребенку вернуться к нормальному состоянию сна, т.е. не пытайтесь его
разбудить. Не смотря на то, что как вам кажется, ребенок не спит во время
эпизода ночного страха, на самом деле он спит. Приглушите свет или выключите
его вообще, говорите ему что-нибудь спокойным, убаюкивающим голосом, можете
взять его на руки, если это ему помогает. Ни в коем случае нельзя кричать или
трясти его, это только усугубит ситуацию.

- Примите меры по предотвращению возможных повреждений. Во время ночного страха
ребенок может вставать с кроватки и пойти или побежать куда-нибудь. Так как
ребенок не видит, куда он идет, то его необходимо мягко направить обратно в
кроватку.

- Лучше предупредить возникновение ночного страха, чем потом с ним бороться.
Вероятность возникновения ночных страхов повышается, если ребенок переутомился.
Следите за тем, чтобы ребенок ложился спать в одно и тоже время. Также неплохо,
если ребенок, подверженный таким страхам, будет спать немного днем.

- В течение нескольких ночей понаблюдайте, спустя какое время после засыпания
возникает проблема. Попробуйте в течение последовательных 7 дней будить ребенка
за 15 минут до предполагаемого времени возникновения ночного страха и пытайтесь
удержать его около 5 минут от засыпания. Если после прекращения этой процедуры
ночные страхи появляются вновь, попробуйте повторить эту процедуру.

В каком случае следует обратиться к врачу:
- Эпизоды длятся более 30 минут.
- Эпизоды случаются в течение второй половины ночи.
- Если ребенок дергается, говорит что-то бессвязное.
- Если ребенок во время эпизода делает что-то опасное для своего здоровья.
- У ребенка возникают дневные страхи.
- Если вы чувствуете, что причиной страхов является стрессовая ситуация в
семье.
- К врачу можно обратиться и в любом другом настораживающем вас случае.



5  
Что такое ночные кошмары
Ночные кошмары -это страшные сны, которые вызывают пробуждение ребенка, а также боязнь снова
засыпать. Какой-то определенной причины возникновения кошмаров не существует,
но иногда страшные сны могут быть вызваны тем, что ребенок увидел или услышал
что-то (реальное или нереальное) пугающее и расстраивающее его. Страшные сны -
нормальное явление для любого возраста после 6 месяцев. Часто они определяется
стадиями развития ребенка. Детям в 2-3 года снится, что они остаются одни, в
4-6 лет дети видят сны о разных монстрах и темноте. Кошмары обычно сняться в
течение третьей фазы сна.
Как помочь ребенку:
- Перед тем как ребенок уснет, рассказывайте ему добрые истории со счастливым
концом.
- Давайте ребенку с собой в кроватку > или любимую игрушку.
- Читайте или рассказывайте ребенку истории о том, как справиться с ночными
кошмарами. - Избегайте просмотра страшных мультиков и фильмов.
- Оставляйте дверь спальни открытой (никогда не закрывайте ее, если ваш ребенок
подвержен различным страхам).
- Помогите ребенку рассказать вам свой страшный сон, так как от этого ему
станет легче.
- Не пугайте его тем, что, если он будет себя плохо вести, его заберет чудище
(и другие его производные).

Когда следует прибегнуть к помощиспециалиста:
- Если ночные кошмары учащаются.
- Если страхи из снов влияют на дневную активность ребенка.
- Или в любом другом пугающем вас своими проявлениями случае.

6  
Чтобы помочь ребенкусправиться со страхами родителям следует: 

Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхизачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. Одним из наиболее
эффективных способов устранения нежелательного поведения ребенка в этом
возрасте является игнорирование этого поведения. Однако в случае со страхами
этот метод малоэффективен и даже может вызвать обратный эффект – усиление
страха или появление нового страха, ребенок, который боялся пылесоса, может
начать бояться большинство бытовых приборов – чайник, кофеварку и т.д.
Не пытаться «вышибить клин клином, заставляя ребенка встретиться лицом к лицу спугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом
нет». Не стоит убеждать ребенка, боящегося чудовищ заглянуть под кроватку и в
темные углы, а малыша которого пугает звук воды, спускаемой в унитазе, спустить
ее самостоятельно и увидеть, сто «ничего страшного не произошло».
Подбадривающие фразы типа «не веди себя как младенец» или «ну, будь же смелым
мальчиком» также не лучшее лекарство от страха. Вместо этого окажите ребенку
эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того,
что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким:

7  
1. Признание: Спокойно иуверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 
2. Разъяснение – детям начиная с двухлетнего возраста частабывает достаточно простого объяснения, например если ребенок боится звука
закипающего чайника можно объяснить, что водичка которую, он пьет льется из
крана, но чтобы она была более вкусной и полезной или горячей ее надо сначала
очень сильно нагреть, а потом пить. Для этого сделали чайник. В чайнике водичка
нагревается. Когда она нагревается, она шумит. Это хороший шум, это значит
водичка делается вкусной и полезной, чтобы ребенок мама и папа могли ее пить. 
3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма омальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя
более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или
картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются (даже если они
кусают грабителей и спасают жизнь главному герою), а молния попадает в дом
(даже если девочка живущая в доме не испугалась, вызвала пожарных и все
спаслись). 
4. Демонстрация на расстоянии. Если ребенок боится момента, когда вода в ванной илираковине утекает в трубу (боится, что его затянет вместе с водой). Один из
родителей может держать его на руках или за руку у самого входа в ванную
комнату, а другой сливать воду из наполненной ванны, демонстрируя при этом, что
может, а что не может утечь в трубу – волос может, а губка нет, мыльные
пузырьки могут, а нога нет и т.д. 

5. Более близкая демонстрация и повышениечувства контроля. Знание овозможности контролировать пугающий объект может помочь ребенку. Опыт включения
выключения пугающего бытового прибора; фонарик и ночник, которые ребенок,
боящийся темноты, сам может включать и выключать – все это сделает страшное
более контролируемым и, следовательно, менее пугающим 
6. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах ивнимательно с пониманием выслушайте его. 
7. Чувство юмора. Не смейтесь над страхами своего малыша, но,используя все вышеописанные приемы, не бойтесь пошутить там где это уместно,
чтобы снять напряжение и помочь расслабиться испуганному ребенку.

8  
Учтите, что посравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке
противостоять страхам
: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов илиситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

    Скажитеребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда былималенькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем
рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

    Несмейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. Ходить на четвереньках и рычать или ласкаться кребенку, который боится собак – верный способ усилить страх. 

   Отмечайтепохвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регрессв его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка,
а критика совершенно неэффективна  для
устранения любого нежелательного поведения ребенка будь то неуспехи в учебе,
плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы
его меньше любите или уважаете за его страхи.

   Позвольте ребенку положится на вас. Ведитесебя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности.
Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

    Ноне переусердствуйте иначе сверх охраняемый ребенок может решить чтоему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком
зависим от родителя. По возможности уберите из жизни ребенка источники страха:
страшные сказки, мультики, картинки. Даже если ваш ребенок не боится ужастиков
или сцен насилия, показанных по телевизору, в этом возрасте, когда дети и так
склонны к самым различным страхам, лучше избегать дополнительных стимулов для их
появления. Если ребенок все-таки увидел такую сцену, спокойно объясните ему,
что это было, и что вы только наблюдали это, но никак с этим не связаны и не
участвовали в этом. Это лучше чем постараться быстро отвлечь и развлечь ребенка

    Убедитесь, что не вы ответственны за страх.Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и
можешь умереть»; действия - когда ребенка, например, запирают в темной комнате
в качестве наказания; или угрозы - «мы уходим и оставим тебя с этой тетей»,
родителей могут стать источником страха. Фразы типа «смотри, какая большая
собака, не бойся, она не кусается" могут вызвать страх собак. Лучше
сказать «смотри какая большая собака. Очень красивая. Давай поздороваемся с
ней». И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают
маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

   Еслистрахи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи, или на распорядок жизни
самого ребенка – он боится выходить из дома, отказывается мыться из-за страха
воды, не может посетить врача из-за страха чужих людей, спит с родителями, так
как боится оставаться один в комнате и т.д., обратитесь к профессионалу,семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу.

9  
Рекомендации по проведениюкоррекционной работы.   Для избавления детей от страха, не связанного сглубинными поражениями личности можно использовать ещё ряд достаточно простых
методов. Для осуществления воспитателю понадобятся предметы, которые наверняка
найдутся в любом детском саду: куклы, плюшевые игрушки, кубики, ширмы, стулья,
вырезанные из картона изображения различных сказочных персонажей, карандаши и
краски. 1. Анатомирование страха- объяснение ребёнку, чтособой представляющий предмет (собака, темнота и пр.), как устроен. Здесь
коррекционная работа проводится не с самим страхом, но с личностным отношением
ребёнка и причинами, их породившими, и в случае успеха страх исчезает сам. 2. Привыкание или десенсибилизация. Этот терминозначает уменьшение чувствительности по отношению к пугающему объекту, в следствии
привыкания к нему. Это происходит в результате узнаванием ребёнка того, что
собой представляет объект его страха, а также в результате наблюдения ребёнком
нейтрального отношения взрослого к страшному объекту. 3. С высоко тревожным ребёнком целесообразнозаниматься куклотерапией или ролевыми играми, в которых любимые персонажи
ребёнка попадают в "страшную" для него историю и успешно справляются
с ней. В таких случаях ребёнок идентифицируется с персонажем и приобретает
адаптивные способы поведения. 4. Целесообразно проводить с ребёнком беседы"анализирующие " страх. В таких случаях ребёнку объясняется, что
представляет пугающий его предмет, как он "устроен", откуда берётся.
Устранение пробелов восприятия ребёнком уменьшает его страх. 5. Целесообразно организовывать игры сманипулированием предметами страха. Для чего ребёнку следует купить, например,
игрушечную собаку, если он её боится, позволить ему манипулировать ей,
почувствовать превосходство и власть. 6. Ребёнок может нарисовать свой страх, а потомуничтожить его тем или иным образом, при этом воспитатель должен приговаривать:
"Смотри, ты его напугал , смотри- он убежал от тебя". 

0
10  
Помнению А. И. Захарова все страхи делятся на две группы: природные и социальные:
«Природные страхи основываются наинстинкте самосохранения, а также помимо основополагающих страхов своей смерти
и смерти родителей добавляются страхи чудовищ, призраков, животных, темноты,
крови, движущегося транспорта, стихии, высоты, замкнутого пространства,
глубины, воды, огня, пожара, врачей и т. д».. К социальным страхамотносятся: «наказания, страх одиночества, каких-либо людей, страх быть несобой, осуждение со стороны сверстников и т. д»..

1-10 11-20 21-30 ... 61-70 71-72
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]